Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Планы-конспекты Для школ с русским языком обучения

СТРОЕНИЕ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОРФОГРАФИЯ

 

УРОК № 88

Тема. Чередование гласных [о] с [а], [е] с [ы], [е] с [и] в корнях глаголов

 

Цель: ознакомить учащихся с наиболее распространенными случаями чередование гласных звуков о-а, е-и, е-и; добиться усвоения ими этих правил, научить правильно писать гласные в словах; прививать ученикам уважение к предмету.

Оборудование: учебник.

ХОД УРОКА

I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего упражнения.

2. Работа с повторения.

Задачи: повторить сведения о способах словообразования.

 

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

 

III. МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

IV. ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ УЧЕНИКАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Работа по учебнику.

Упражнение 584.

Задача: сравнить слова, представленные парами. Обратить внимание на суффиксы, стоящие в составах после выделенных букв.

2. Слово учителя.

В корнях слов о чередуется с а, е и с, если дальше идет состав с суффиксом-а-, реже - -ува-. Но если звук е стоит перед г, то он чередуется с и. Звук е чередуется с и также в глаголах стелить - застилать (но застилать), клена - проклинать.

Исключения: нет чередования в словах произнести - произносить, просить прощать, копать - выкапывать и др.

3. Творческая работа.

Задача: к поданным слов подобрать однокоренные, в которых е чередуется с и.

Плести, течет, замести, печь, искоренить, зацепить, убежать, загрести.

4. Работа по учебнику.

Упражнения 585, 586 (письменно).

5. Работа у доски.

Задача: распространить представленные предложения. Записать их, выделить главные члены предложения.

Помочь матери. Стараться учиться лучше. Кататься на коньках. Катиться с горы.

6. Коллективная работа.

Задача: подобрать к поданным слов слова, в которых происходит чередование е-и.

Тереть, умереть, беру, жрать, стелить, драть.

7. Работа у доски и в тетрадях.

Задача: переписать записанные на доске предложения, вставляя пропущенные буквы. Подчеркнуть и объяснить орфограми.

Северные океанские ветры часто наг..няют волну с моря. (И. Цюпа.) Никакая тоска красоты перем..гвозди не должна. (Л. Украинка.) Метель гудит, зам..тае тропинку человеку. (П. Воронько.) Не вм..райе душа наша, не вм..райе воля. (Т. Шевченко.) Прямо над нашим домом прол..тают лебеди. (М. Стельмах.)

 

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Работа по учебнику.

Упражнение 589.

 

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Учебник, § 67, упражнение 590.