Математика
Уроки по математике
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

МАТЕМАТИКА
Уроки для 5 класса

УРОК 88

Тема. Добавление и вычитание десятичных дробей

 

Цель: установить общие правила сложения и вычитания десятичных дробей; формировать умение применять эти знания на практике (в решении задач начального и среднего уровня).

Тиш урока: усвоение новых знаний.

Оборудование: таблица «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

Устные упражнения

1. Записать в виде обыкновенной дроби: 0,3; 0,32; 0,03; 1,725; 2,374.

2. Выполнить действия: 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) ; 6) .

3. Записать все числа с одинаковым количеством цифр в дробных частях: 1,2; 0,03; 13,170.

4. Вычислить: 1) 7 + 15; 2) 70 + 15; 3) 7 + 150; 4) 70 + 150; 5) 15 - 7; 6) 150 - 7; 7) 70 - 15; 8) 150 - 70.

5. Решить уравнения: 1) 27 + х = 35; 2) 35 - х = 27; 3) х - 27 = 35.

 

II. Усвоение знаний

@ Усвоения темы «Сложение и вычитание десятичных дробей» в целом не вызывает у учащихся затруднений (рассмотрев пример, представленный в учебнике с применением перехода к дробей с одинаковыми знаменателями, большинство учащихся самостоятельно «открывает» правила добавления, а от него и вычитание десятичных дробей). Поэтому основная задача учителя в этой ситуации - акцентировать внимание учащихся на преимущество записи дробей в виде десятичных именно в плане выполнения арифметических действий (в этом случае сложение и вычитание). Учащиеся должны усвоить, что сложение и вычитание десятичных дробей выполняется в столбик почти так же, как сложение и вычитание натуральных чисел. Единственное, что отличает эти два случаи, когда выполняется сложение (вычитание натуральных чисел, мы просто записываем последнюю цифру под последней; когда же выполняем сложение и вычитание десятичных дробей - перед выполнением действий и записью чисел «в столбик» мы должны «подготовить» числа до этого - уравнять количество цифр после запятой.

Для усвоения названных алгоритмов не лишним будет использование на уроках названного пункта таблицы «Сложение и вычитание десятичных дробей».

 

Добавление и вычитание десятичных дробей

Добавляйте (вычитайте) десятичные дроби как натуральные числа - поразрядно!

Сохраняйте место комы:

             

 

IV. Усвоение умений и навыков

На этом уроке ученики решают задачи начального и среднего уровня сложности, ибо главное для учеников - усвоить и научиться использовать алгоритм:

1) Сравни количество цифр после запятой в обоих числах.

2) Запиши в столбик, чтобы запятая была под запятой; добавляй (отнимай) как натуральные числа.

3) Поставь запятую в сумме (разности) под запятой в данных числах (сохрани место запятой).

По этой схеме ученики решают упражнения: №№ 833 (1, 2,4); 835 (1,2,3, 5, 6); 837 (2,3); 839; 847; 848. Дополнительные упражнения: 830, 831.

 

IV. Итог урока

Учитель еще раз отмечает, что выполнение сложения и вычитания десятичных дробей мало отличается от правила сложения и вычитания натуральных чисел - и это очевидное преимущество такой формы записи дробей.

 

V. Домашнее задание

п. 30, №№ 834 (1, 2, 4, 5), 836 (1, 2, 3, 5, 6), 838 (2, 3, 4), 840, 849.