РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И
ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
УРОК 89. Сон, биологические основы
Образовательная цель: дать характеристику
сна как функциональному состоянию организма;
раскрыть значение сна; объяснить, что
такое сновидение.
Основные понятия и термины: сон, фазы
сна, сновидения, явления во время
сна.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний учащихся.
А. Упражнение «Блиц-интервью».
Учащиеся обдумывают вопрос и ставят
его тому, кто стоит у доски. Ответ короткая, четкая.
Перечень вопросов:
1. Что
такое ВИД?
2. Назовите
безусловные рефлексы.
3. Наведите
примеры условных рефлексов.
4. Которые
вы знаете способы торможения условных рефлексов?
5. Назовите
примеры внутреннего торможения.
6. Назовите
примеры внешнего торможения.
Б. Упражнение «Найди пару».
На доске написано разбросаны слова и
фразой.
II. Изучение нового материала.
1. Интерактивное упражнение «Мозговой
штурм»
Что такое сон?
2. Сон, причины сна. (Рассказ
учителя).
Древние греки придумали бога сна и
назвали его Гипнос. А богом сновидений считали сына Гипноса - Морфея. У Морфея
был брат Смерть.
Сон - периодическое состояние организма
человека.
Теории сна.
- Обескровливание мозга (когда
зажать крупные артерии шеи, человек или животное засыпают).
- По И.П. Павловым сон - это
торможение в коре больших полушарий. Собаку приготовили к опыта в
лаборатории. Она долго стояла в станке и заснула, повисла на ламках. Никакие
раздражители не могли вывести ее из этого состояния.
Сон защищает мозг от переутомления.
- По мнению первобытных людей, во время
сна душа отделяется от тела, и если она не успевает вернуться до момента
просыпания, человек умирает.
- 1913 год, ученый П'єрон
предложил гипотезу, согласно которой сон вызывается «сонным ядом».
Итак, сон - это периодическое состояние
организма человека, которое характеризуется выключением сознания и снижением
способности нервной системы отвечать на внешние раздражители.
Изменения сна и активности связываются
с действием ретикулярной формации и ствола мозга. Кора больших полушарий может
подавлять или поддерживать активность.
Пробуждение наступает тогда, когда
возбуждение через ретикулярную формацию достигает коры. Сон не прикорочується, если
сигналы незначительные.
Торможение клеток ретикулярной
формации вызывает сон, а активное воздействие на клетки коры больших полушарий -
активность, бодрствование.
Почему трудно заснуть после того, как
перед сном человек решал математические задачи?
Возбужденная кора больших полушарий
влияет на ретикулярную формацию, повышая или угнетая ее деятельность.
Действуя на ретикулярную формацию
различными химическими веществами, можно восстановить нормальную смену сна и бодрствования.
3. Фазы сна. (Работа с учебником)
Задачи. Дайте ответ на
вопрос, проработав статью учебника о биологическую активность мозга,
медленно-волновую и быстро-волновую фазы сна.
Ответы учащихся.
а) Открыто пять фаз сна.
Четыре из пяти фаз относятся к
медленно-волновых, ибо сопровождаются тета - и дельта-волнами
елекгроенцефалографа. Это - «медленный сон». Продолжительность каждой фазы медленного
сна - 70-120 минут. Медленный сон сопровождается расслаблением скелетных
мышц, снижением обмена веществ и активности работы внутренних органов.
б) Медленные ритмы меняются
быстрыми бета - и альфа-волнами елекгроенцефалографа (это - «быстрый сон»).
Продолжительность быстрого сна - 20-30 мин. Он сопровождается напряжением скелетных
мышц, активизацией обмена веществ и работы внутренних органов. Во время
быстрого сна человек видит сны.
4. Сновидения. (Рассказ учителя).
В отдельных случаях целые зоны коры
больших полушарий продолжают работать во время сна. Тогда люди видят сны.
Причина сновидений - разная степень
торможение участков головного мозга. Доминантные зоны коры больших полушарий
головного мозга тормозятся с меньшей силой. Именно поэтому во сне человек может
решить сложные задачи, вспомнить местонахождение нужной вещи, найти
гениальные пути решения проблем. Известно, что О. Пушкин создал стихотворение во время
сна, а Д.И. Менделеев утверждал, что конечный вариант периодической системы ему
приснился.
Содержание сновидений всегда касается
прошлого, настоящего, но не будущего.
5. Явления во время сна. (Заполнение
схемы.)
III. Закрепление знаний учащихся.
Упражнение «Работаем в паре».
Ученики задают друг другу вопросы
и дают ответы.
1. Что такое сон?
2. Какие изменения в организме происходят
во время сна?
3. Какие различают фазы сна?
4. Что больше идет - фаза «медленно-волнового»
или «быстрого» сна?
5. Почему возникают сновидения?
6. Что такое сновидения?
IV. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Подготовить информацию о здоровом
сон, расстройства сна, гипноз и нарушения сна.