Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 88. Торможение условных рефлексов

 

Образовательная цель: дать представление о внешнее и внутреннее торможение;

показать взаимосвязь между торможением и возбуждением.

Основные понятия и термины: торможение, виды торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение, згашувальне торможения, запізнювальне торможения, дифференцированное торможение, условное торможение, позамежове торможения.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний.

Биологический диктант с взаимопроверкой. («+» - утверждение верное, «-» - утверждение неверно).

1. Условные рефлексы имеют постоянный характер (-).

2. Условные рефлексы образуются на основе безусловных (+).

3. Для формирования условного рефлекса достаточно одноразового действия раздражителя (-).

4. Важным условием образования условных рефлексов - сначала появляется условный раздражитель, а затем безусловный.

5. Действие посторонних раздражителей, болезни не усложняют образования условных рефлексов (-).

6. Основой образования условных рефлексов является установление временных связей между нервными центрами анализаторов безусловного и условного раздражителя (+).

7. Вегетативные и соматорухові условные рефлексы - это виды условных рефлексов (+).

8. Физиологическую основу поведения человека не составляют искусственные и натуральные рефлексы (-).

9. Безразличный раздражитель не может стать условным раздражителем (-).

10. Условные рефлексы формируются в результате взаимосогласованной деятельности коры и подкорковых центров (+).

II. Мотивация учебной деятельности.

Проблема: как вы думаете, что было бы, если бы все условные рефлексы сохранялись на протяжении всей жизни?

III. Изучение нового материала.

1. Интерактивная методика «Мозговой штурм».

Торможение - ослабление определенных реакций организма.

2. Фронтальная беседа.

- Когда вы наблюдали торможение условных рефлексов у себя?

- Приведите примеры, когда происходит угасание условного рефлекса без подкрепления.

3. Решение двух задач.

а) Вы пришли домой в 14 час. 45 мин. Сели обедать в 15.00. У вас хороший аппетит. Что будет происходить, когда посреди обеда вы получите неприятное известие? Сохранится хороший аппетит к конца обеда?

б) Вы несколько дней задерживались в школе, приходили домой в 16 час. Когда вас беспокоит больше чувство голода - около 15-ти или 16-ти часов? Почему?

4. Виды торможения условных рефлексов. (Составление схемы).

 

 

5. Взаимодействие возбуждения и торможения. (Работа с учебником по рядам).

И ряд изучает и докладывает, что такое иррадиация.

Сообщения. Это процесс распространения, возбуждение или торможение, возникшее в определенном участке головного мозга по всей центральной нервной системе.

II ряд изучает и докладывает о концентрацию.

Сообщения. Это процесс ограничения возбуждение или торможение. Обратный процесс иррадиации.

Пример - когда мы учимся выполнять гимнастическое упражнение, то в начале наши движения нескоординированы.

III ряд изучает и дополняет о индукцию.

Сообщения. Это явление, при котором возбуждение вызывает торможение или наоборот. Когда возбуждается слуховой центр у собаки (звук звонка), это индуцирует центр слюноотделения.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Заполнить таблицу, используя учебник.

 

Характеристика видов торможения

 

п/п

Торможение

Характеристика

Пример

1.

Внешнее

Сильный раздражитель прерывает действие предыдущего

Звонок во время еды

2.

Позамежове

Задержка ответа на раздражитель, действие которого превышает работоспособность нервных клеток

Засыпание человека во время длительного чтение

3.

Згашувальне

Без подкрепления условный раздражитель не действует

При перестановке выключателя света

4.

Дифференцированное

Среди многих раздражителей подкрепляется только определенный

Распознавание любимой мелодии

5.

Запізнювальне

Подкрепление дается позже

Восприятие запаха через промежуток времени

6.

Условное

Пара - раздражителей условный и еще один.

Поведение на уроке

 

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.