РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И
ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА
УРОК 88. Торможение условных рефлексов
Образовательная цель: дать представление о
внешнее и внутреннее торможение;
показать взаимосвязь между
торможением и возбуждением.
Основные понятия и термины:
торможение, виды торможения, внешнее торможение, внутреннее торможение,
згашувальне торможения, запізнювальне торможения, дифференцированное торможение,
условное торможение, позамежове торможения.
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация опорных знаний.
Биологический диктант с
взаимопроверкой. («+» - утверждение верное, «-» - утверждение неверно).
1. Условные рефлексы имеют постоянный
характер (-).
2. Условные рефлексы образуются на
основе безусловных (+).
3. Для формирования условного рефлекса
достаточно одноразового действия раздражителя (-).
4. Важным условием образования условных
рефлексов - сначала появляется условный раздражитель, а затем безусловный.
5. Действие посторонних раздражителей,
болезни не усложняют образования условных рефлексов (-).
6. Основой образования условных
рефлексов является установление временных связей между нервными центрами
анализаторов безусловного и условного раздражителя (+).
7. Вегетативные и соматорухові
условные рефлексы - это виды условных рефлексов (+).
8. Физиологическую основу поведения
человека не составляют искусственные и натуральные рефлексы (-).
9. Безразличный раздражитель не может стать
условным раздражителем (-).
10. Условные рефлексы формируются в результате
взаимосогласованной деятельности коры и подкорковых центров (+).
II. Мотивация
учебной деятельности.
Проблема: как вы думаете, что было бы,
если бы все условные рефлексы сохранялись на протяжении всей жизни?
III. Изучение нового материала.
1. Интерактивная методика «Мозговой
штурм».
Торможение - ослабление определенных
реакций организма.
2. Фронтальная беседа.
- Когда вы наблюдали торможение
условных рефлексов у себя?
- Приведите примеры, когда
происходит угасание условного рефлекса без подкрепления.
3. Решение двух задач.
а) Вы пришли домой в 14 час. 45
мин. Сели обедать в 15.00. У вас хороший аппетит. Что будет происходить, когда
посреди обеда вы получите неприятное известие? Сохранится хороший аппетит к
конца обеда?
б) Вы несколько дней задерживались в
школе, приходили домой в 16 час. Когда вас беспокоит больше чувство голода -
около 15-ти или 16-ти часов? Почему?
4. Виды торможения условных
рефлексов. (Составление схемы).
5. Взаимодействие возбуждения и
торможения. (Работа с учебником по рядам).
И ряд изучает и докладывает, что такое
иррадиация.
Сообщения. Это процесс распространения,
возбуждение или торможение, возникшее в определенном участке головного мозга по всей
центральной нервной системе.
II ряд изучает и докладывает о
концентрацию.
Сообщения. Это процесс ограничения
возбуждение или торможение. Обратный процесс иррадиации.
Пример - когда мы учимся выполнять
гимнастическое упражнение, то в начале наши движения нескоординированы.
III ряд изучает и дополняет о
индукцию.
Сообщения. Это явление, при котором
возбуждение вызывает торможение или наоборот. Когда возбуждается слуховой центр
у собаки (звук звонка), это индуцирует центр слюноотделения.
IV. Закрепление знаний учащихся.
Заполнить таблицу, используя
учебник.
Характеристика видов торможения
№ п/п
|
Торможение
|
Характеристика
|
Пример
|
1.
|
Внешнее
|
Сильный раздражитель прерывает действие
предыдущего
|
Звонок во время еды
|
2.
|
Позамежове
|
Задержка ответа на раздражитель,
действие которого превышает работоспособность нервных клеток
|
Засыпание человека во время длительного
чтение
|
3.
|
Згашувальне
|
Без подкрепления условный
раздражитель не действует
|
При перестановке выключателя света
|
4.
|
Дифференцированное
|
Среди многих раздражителей
подкрепляется только определенный
|
Распознавание любимой мелодии
|
5.
|
Запізнювальне
|
Подкрепление дается позже
|
Восприятие запаха через промежуток
времени
|
6.
|
Условное
|
Пара - раздражителей условный и еще
один.
|
Поведение на уроке
|
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.