11.3. Пути и средства повышения квалификации учителей
До основных путей обогащения знаний и повышения профессиональной квалификации
учителей относятся:
□ изучение
государственных документов по актуальным вопросам образования и национального воспитания;
□ самостоятельное
изучение научной психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы,
то есть самообразование;
□ изучение
опыта работы учителей-словесников и самоанализ собственного опыта;
□ участие
в конкурсах "Учитель года";
□ участие
в работе методических объединений (школы, района, города);
□ участие
в конференциях, педагогических чтениях, семинарах;
□ повышение
квалификации на курсах в институтах последипломного образования, педагогических высших
учреждениях образования;
□ занятия
в школе передового педагогического опыта;
□ взаимопосещения
уроков, организация открытых уроков.
Учитель должен знать государственные документы по актуальным вопросам образования и
национального воспитания. К ним относятся концепции обучения украинского языка и
воспитание в школах Украины, стандарты языкового образования, программы и т.д.
Об изменениях касающихся учебно-воспитательного процесса, новое в языкознании и
методике обучения украинского языка сообщается на страницах профессиональных
журналов. Кроме того, обсуждается опыт работы лучших учебников,
обобщается опыт работы лучших словесников, дается информация о новых
издания, увидевшие свет, печатаются конспекты лучших уроков и внеклассных
мероприятий и много других, интересных для учителя материалов.
3 1951 года издается ежемесячный научно-методический журнал Министерства образования
и науки Украины "Дивослово", с помощью которого выросло не одно поколение
учителей.
Институт педагогики АПН Украины основал научно-методический журнал
"Украинский язык и литература в школе". К услугам учителей газета
"Украинский язык и литература", основанная издательством "Школьный
мир", журнал "Урок украинского" Национального университета
"Киево-Могилянская Академия", региональные издания. Например, для
учителей Полтавщины издается журнал "Постметодика". для педагогов
Луганщины - "Образование Донбасса", "Образование на Луганщине" и др.
издание.
Выбор темы для самообразования определяется потребностью учителя, школы, уровнем его
профессиональной подготовки, а также обусловлен анализом и выводами контроля за
деятельностью педагога.
Важными
направлениями самообразования являются:
□ изучение
стандартов, Общеевропейских рекомендаций языкового образования, концепций языковой
образования;
□ изучение
новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;
□ изучение
дополнительного научного материала, в частности из психологии, педагогики,
языкознания, лингводидактики и т.д.
Средствами самообразования учителя-словесника является систематическое изучение новой
специальной, педагогической и художественной литературы, при этом делаются выписки,
составляются тезисы, конспекты, картотеки.
Целью традиционного конкурса "Учитель года" является выявление талантливых,
творческих учителей, их поддержка, моральное и материальное стимулирование; повышение
престижа профессии учителя, внедрение новых образовательных технологий в систему
работы учителей, распространение лучшего педагогического опыта.
Во время конкурса выявляются творческие учителя-словесники, которые пользуются
уважением в школах, имеют авторитет среди учеников и родителей.
Проведение конкурса предполагает:
□ определение
уровня профессиональной компетенции учителя, важной составляющей которой является знание
современной научно-методической проблематики;
□ оценку
системы работы учителя, уровень овладения им методикой урока;
□ анализ
содержательных и технологических методик, приемов, подходов к передаче знаний;
□ раскрытие
личностных и коммуникативных качеств конкурсантов.
Конкурс проходит в несколько этапов: в школе, районе (городе). Победители
районного (городского) конкурса направляются на областной. Победитель областного
конкурса принимает участие во Всеукраинском конкурсе "Учитель года".
Важной формой методической работы является взаимопосещение и проведение открытых
уроков с целью совершенствования профессиональной компетенции, педагогической культуры,
распространение опыта учителей-словесников.
Особого внимания требуют молодые специалисты. Работа с ними происходит в нескольких
аспектах: совершенствование профессионально-значимых личностных качеств; формирование
индивидуального стиля педагогической деятельности; развитие педагогического творчества.
Для этого используются разнообразные формы работы, в том числе консультации,
взаимопосещения, проведение мастер-классов для молодых учителей и т.п.