Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

11.3. Пути и средства повышения квалификации учителей

До основных путей обогащения знаний и повышения профессиональной квалификации учителей относятся:

□ изучение государственных документов по актуальным вопросам образования и национального воспитания;

□ самостоятельное изучение научной психолого-педагогической, методической, лингвистической литературы, то есть самообразование;

□ изучение опыта работы учителей-словесников и самоанализ собственного опыта;

□ участие в конкурсах "Учитель года";

□ участие в работе методических объединений (школы, района, города);

□ участие в конференциях, педагогических чтениях, семинарах;

□ повышение квалификации на курсах в институтах последипломного образования, педагогических высших учреждениях образования;

□ занятия в школе передового педагогического опыта;

□ взаимопосещения уроков, организация открытых уроков.

Учитель должен знать государственные документы по актуальным вопросам образования и национального воспитания. К ним относятся концепции обучения украинского языка и воспитание в школах Украины, стандарты языкового образования, программы и т.д.

Об изменениях касающихся учебно-воспитательного процесса, новое в языкознании и методике обучения украинского языка сообщается на страницах профессиональных журналов. Кроме того, обсуждается опыт работы лучших учебников, обобщается опыт работы лучших словесников, дается информация о новых издания, увидевшие свет, печатаются конспекты лучших уроков и внеклассных мероприятий и много других, интересных для учителя материалов.

3 1951 года издается ежемесячный научно-методический журнал Министерства образования и науки Украины "Дивослово", с помощью которого выросло не одно поколение учителей.

Институт педагогики АПН Украины основал научно-методический журнал "Украинский язык и литература в школе". К услугам учителей газета "Украинский язык и литература", основанная издательством "Школьный мир", журнал "Урок украинского" Национального университета "Киево-Могилянская Академия", региональные издания. Например, для учителей Полтавщины издается журнал "Постметодика". для педагогов Луганщины - "Образование Донбасса", "Образование на Луганщине" и др. издание.

Выбор темы для самообразования определяется потребностью учителя, школы, уровнем его профессиональной подготовки, а также обусловлен анализом и выводами контроля за деятельностью педагога.

Важными направлениями самообразования являются:

□ изучение стандартов, Общеевропейских рекомендаций языкового образования, концепций языковой образования;

□ изучение новых программ и учебников, уяснение их особенностей и требований;

□ изучение дополнительного научного материала, в частности из психологии, педагогики, языкознания, лингводидактики и т.д.

Средствами самообразования учителя-словесника является систематическое изучение новой специальной, педагогической и художественной литературы, при этом делаются выписки, составляются тезисы, конспекты, картотеки.

Целью традиционного конкурса "Учитель года" является выявление талантливых, творческих учителей, их поддержка, моральное и материальное стимулирование; повышение престижа профессии учителя, внедрение новых образовательных технологий в систему работы учителей, распространение лучшего педагогического опыта.

Во время конкурса выявляются творческие учителя-словесники, которые пользуются уважением в школах, имеют авторитет среди учеников и родителей.

Проведение конкурса предполагает:

□ определение уровня профессиональной компетенции учителя, важной составляющей которой является знание современной научно-методической проблематики;

□ оценку системы работы учителя, уровень овладения им методикой урока;

□ анализ содержательных и технологических методик, приемов, подходов к передаче знаний;

□ раскрытие личностных и коммуникативных качеств конкурсантов.

Конкурс проходит в несколько этапов: в школе, районе (городе). Победители районного (городского) конкурса направляются на областной. Победитель областного конкурса принимает участие во Всеукраинском конкурсе "Учитель года".

Важной формой методической работы является взаимопосещение и проведение открытых уроков с целью совершенствования профессиональной компетенции, педагогической культуры, распространение опыта учителей-словесников.

Особого внимания требуют молодые специалисты. Работа с ними происходит в нескольких аспектах: совершенствование профессионально-значимых личностных качеств; формирование индивидуального стиля педагогической деятельности; развитие педагогического творчества. Для этого используются разнообразные формы работы, в том числе консультации, взаимопосещения, проведение мастер-классов для молодых учителей и т.п.