11.4. Работа методических объединений
Важным структурным подразделением школы, способствующим совершенствованию методического
обеспечения образовательных программ, повышению профессионального мастерства
учителей-словесников является методическое объединение (МО) учителей украинского языка и
литературы.
Цель МО заключается в совершенствовании уровня педагогического мастерства учителей,
их эрудиции и компетентности.
Из цели вытекают задачи, которые заключаются в:
□ обеспечении
высокого методического уровня проведения уроков различных типов и внеклассных
мероприятий с украинского языка и литературы;
□ профессиональном
становлении молодых специалистов;
□ выявлении,
обобщении и распространении лучшего педагогического опыта творческих словесников;
□ внедрении
в учебный процесс учебно-методических, дидактических материалов, систем
мультимедийного обеспечения занятий, информационно-библиотечных систем;
□ создании
научной базы с целью вступления учащихся выпускных классов в ВУЗ по выбранной специальности.
МО
осуществляет анализ результатов учебного процесса, вносит конструктивные
предложения по изменению содержания и структуры учебных курсов и их учебно-методического
обеспечения, проводит экспертизу авторских учебных программ, разрабатывает
методические рекомендации для учащихся и родителей, планирует различные виды
деятельности, касающиеся повышения квалификации учителей.
Важной коллективной формой методической работы в школе является методический оперативная
совещание, подготовка к которой осуществляется поочередно разными методами объединениями
под руководством завуча. Цель методических оперативных совещаний - ознакомление
членов педагогического коллектива с новыми педагогическими достижениями в мире, в
стране, области, районе.
Учителя-словесники принимают участие в школьных научно-практических конференциях,
педагогических чтениях. Методика их организации такова: определение темы, разработка
и рассмотрение вопросов на пленарном заседании, обсуждение выступлений коллег, принятие
рекомендаций. Научно-практические конференции можно проводить в форме
органазаційно-деловой игры с моделированием определенных учебных ситуаций.
Теоретические семинары, семинары-практикумы, психолого-педагогические семинары направлены
на повышение квалификации учителя-словесника, развивают научно-исследовательские,
творческие возможности педагогов.
Целью теоретических семинаров является ознакомление учителей с новыми вопросами
лингводидактики, психологии обучения, психолингвистики и других наук.
Семинар-практикум активно способствует внедрению новых технологий обучения,
ознакомлению с передовым педагогическим опытом, привлечению к практическому
использование экспериментальных методик. Проблемный семинар - это коллективная
работа над определенной проблемой, в процессе которой каждый может проявить свои способности,
предложить пути решения реальных педагогических задач.
Психолого-педагогический семинар проводится с целью повышения уровня
психолого-педагогической подготовки учителя. На нем могут рассматриваться следующие вопросы:
интенсификация урока как условие повышения его эффективности; педагогическая
мастерство и ее основные элементы; создание позитивного настроя в
ученическом коллективе; интерактивные методики обучения; психолого-педагогические
особенности работы с одаренными детьми; как развивать интеллект учащихся средствами
учебного предмета и т.д.
На заседаниях МО не стоит ограничиваться рассмотрением узких вопросов. Эффективным является
ознакомление с результатами новых исследований по лингвистике, литературоведению,
методик. Приведем их примерную тематику:
1. Когнитивный
потенциал урока языка.
2. Обогащение
словарного запаса учащихся этикетными формулами.
3. Обогащение
словарного запаса учащихся собственно украинской лексикой.
4. Обогащение
словарного запаса учащихся терминологической лексикой (в классах с профильной
специализацией).
5. Региональный
компонент на уроках украинского языка.
6. Формирование
у школьников интереса к изучению украинского языка.
7. Формирование
у школьников умение строить разные типы высказываний на лингвистическую тему.
8. Формирование
у учеников понятие о свойствах хорошего вещания.
9. Усвоение
учащимися лингвистических средств, что способствует точности речи.
10. Овладение
школьниками основными языковыми средствами выразительной речи.
11. Формирование
у учащихся понятие о богатстве речи.
12. Обработка
газетных жанров на уроках украинского языка.
13. Значение
практической риторики в формировании речевых умений и навыков учащихся.
Эффективной формой индивидуальной методической работы является проведение методических
консультаций, которые должны быть направлены на развитие педагогического дарования
прежде всего молодого учителя. На открытых уроках происходит показ лучшего
опыта, пропаганда передовых технологий обучения. Важную роль в системе
методической работы играет взаимопосещения уроков или внеклассных мероприятий.
Сравнение собственного опыта с опытом коллег дает возможность критически оценить свою
деятельность, определить перспективу дальнейшего творческого развития. Необходимо
стремиться, чтобы такой вид работы не превращался в формальное дело, не
проводился по принуждению.
Важным видом работы МО являются квалифицированный анализ уроков с позиций современных
требований к учебно-воспитательного процесса с соответствующим теоретическим обоснованием.
Решающим звеном системы методической работы является самообразование учителя - словесника,
осуществляется по определенному плану. В процессе самообразования реализуются основные
обще-дидактические принципы (систематичности, последовательности, научности,
преемственности и т.п.), учитель свободно выбирает материал, приемы и средства работы.
Основным критерием для оценки самообразовательной работы является проведенный урок,
внеклассное мероприятие. Проблемы для самообразовательной работы учитель выбирает самостоятельно,
например: психологические особенности школьников: мотивация обучения языку:
формирование языковой личности ученика; использование интерактивных методик обучения
языка; средства формирования коммуникативной компетенции учащихся и т.д.
Вопросы и задания
1. Которую
роль играет педагогическая практика в профессиональной подготовке будущего
учителя-словесника?
2. Назовите
основные направления методической работы в школе.
3. Охарактеризуйте
формы методической работы в школе.
4. Как
осуществляется повышение профессиональной квалификации современного учителя?
5. Охарактеризуйте
направления и формы самообразования учителя.
6. Расскажите
о работе методических объединений в школе (на материале изучения опыта такой работы
во время педагогической практики).