11.2 Значение и формы методической работы
В.
Сухомлинский писал: "Школа - это прежде всего учитель. Личность учителя -
краеугольный камень воспитания". Настоящий учитель словесник - это одновременно
мастер и духовно богатая личность.
Высокий уровень, на который поднялась методика сегодня, требует от учителя значительно
больших знаний, чем это было несколько лет назад. В связи с этим новая образовательная
парадигма определила одна из главных задач учителя-словесника - повышение
профессиональной квалификации, что в значительной степени связано с осуществлением методической
работы.
Задачи методической работы вытекают из современной образовательной цели: подготовка
учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта
особистішої самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Педагог может
достичь высокого профессионального уровня при условии систематического повышения собственного
научно-теоретического уровня, совершенствование лингво-психолого-педагогической
подготовки своих знаний, умений и навыков, улучшения общего развития и
культурного уровня.
Направлений методической работы относятся:
□ управление
системой непрерывного дополнительного профессионального образования;
□ повышение
профессионального уровня и педагогического мастерства учителя;
□ стимулирование
педагогического творчества;
□ внедрение
современных педагогических технологий;
□ повышение
эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;
□ лінгводидактичне
обеспечения внедрения нового содержания образования, в частности в старшей профильной
звене;
□ планирование
различных видов деятельности с целью повышения квалификации учителей-словесников.
Одной из форм обобщения и распространения педагогического опыта, повышения
научно-методической квалификации учителей-словесников является научно-практические
конференции. Предметом обсуждения на этих конференциях становятся отдельные
педагогические проблемы, система работы лучших школ и учителей, подводятся
итоги экспериментальной работы учителей-словесников.
Школьные, районные (городские) научно-практические конференции посвящаются итогам
работы учителей с определенной методической проблемы. Все большее распространение получают
областные, региональные и всеукраинские научно-практические конференции. В их
подготовке принимают участие сотрудники областных управлений образования, институтов
последипломного педагогического образования, преподаватели высших учебных заведений, научные
сотрудники Института педагогики АГШ Украины.
На таких конференциях с докладами и сообщениями, касающимися
обсуждаемой проблемы выступают ученые-методисты, преподаватели высших заведений
образования, учителя школ. Это дает возможность совместить достижения педагогической и
методической науки с практикой преподавания украинского языка в школе.
Всеукраинские, региональные, областные научно-практические конференции могут быть
посвященные различным обще-педагогическим проблемам, например: "Проблемы
гуманизации целостного педагогического процесса в условиях реформирования общего
среднего образования", "Гуманитарное образование и проблемы воспитания
молодые". На таких конференциях работают отдельные секции, в том числе и
секция методики обучения украинского языка, на заседании которой рассматривается
затронутая проблема.
Научно-практические конференции могут посвящаться и отдельным вопросом
лингводидактики, например: "Образовательно-воспитательный потенциал украинского языка
как государственного: реалии и перспективы", "Особенности обучения государственной
языка в юго-восточном регионе".
На научно-практических конференциях организуются выставки, проходят
презентации методической литературы, творческих лабораторий учителей. Лучшие педагоги
проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Таким образом,
конференции играют важную роль в обобщении и распространении лучшего
педагогического опыта.
С целью повышения собственной профессиональной квалификации учителя-словесники изучают
опыт своих коллег, посещая их уроки, прорабатывая публикации о мастерах
в профессиональных журналах и тому подобное.
Основной формой методической работы учителей-словесников является работа методических
объединений, направленная на проведение учебно-воспитательной,
опытно-экспериментальной, внеклассной работы по предмету.