Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

11.2 Значение и формы методической работы

В. Сухомлинский писал: "Школа - это прежде всего учитель. Личность учителя - краеугольный камень воспитания". Настоящий учитель словесник - это одновременно мастер и духовно богатая личность.

Высокий уровень, на который поднялась методика сегодня, требует от учителя значительно больших знаний, чем это было несколько лет назад. В связи с этим новая образовательная парадигма определила одна из главных задач учителя-словесника - повышение профессиональной квалификации, что в значительной степени связано с осуществлением методической работы.

Задачи методической работы вытекают из современной образовательной цели: подготовка учителя как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта особистішої самореализации, самоактуализации и самоорганизации. Педагог может достичь высокого профессионального уровня при условии систематического повышения собственного научно-теоретического уровня, совершенствование лингво-психолого-педагогической подготовки своих знаний, умений и навыков, улучшения общего развития и культурного уровня.

Направлений методической работы относятся:

□ управление системой непрерывного дополнительного профессионального образования;

□ повышение профессионального уровня и педагогического мастерства учителя;

□ стимулирование педагогического творчества;

□ внедрение современных педагогических технологий;

□ повышение эффективности педагогического процесса и обеспечение качества образования;

□ лінгводидактичне обеспечения внедрения нового содержания образования, в частности в старшей профильной звене;

□ планирование различных видов деятельности с целью повышения квалификации учителей-словесников.

Одной из форм обобщения и распространения педагогического опыта, повышения научно-методической квалификации учителей-словесников является научно-практические конференции. Предметом обсуждения на этих конференциях становятся отдельные педагогические проблемы, система работы лучших школ и учителей, подводятся итоги экспериментальной работы учителей-словесников.

Школьные, районные (городские) научно-практические конференции посвящаются итогам работы учителей с определенной методической проблемы. Все большее распространение получают областные, региональные и всеукраинские научно-практические конференции. В их подготовке принимают участие сотрудники областных управлений образования, институтов последипломного педагогического образования, преподаватели высших учебных заведений, научные сотрудники Института педагогики АГШ Украины.

На таких конференциях с докладами и сообщениями, касающимися обсуждаемой проблемы выступают ученые-методисты, преподаватели высших заведений образования, учителя школ. Это дает возможность совместить достижения педагогической и методической науки с практикой преподавания украинского языка в школе.

Всеукраинские, региональные, областные научно-практические конференции могут быть посвященные различным обще-педагогическим проблемам, например: "Проблемы гуманизации целостного педагогического процесса в условиях реформирования общего среднего образования", "Гуманитарное образование и проблемы воспитания молодые". На таких конференциях работают отдельные секции, в том числе и секция методики обучения украинского языка, на заседании которой рассматривается затронутая проблема.

Научно-практические конференции могут посвящаться и отдельным вопросом лингводидактики, например: "Образовательно-воспитательный потенциал украинского языка как государственного: реалии и перспективы", "Особенности обучения государственной языка в юго-восточном регионе".

На научно-практических конференциях организуются выставки, проходят презентации методической литературы, творческих лабораторий учителей. Лучшие педагоги проводят открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету. Таким образом, конференции играют важную роль в обобщении и распространении лучшего педагогического опыта.

С целью повышения собственной профессиональной квалификации учителя-словесники изучают опыт своих коллег, посещая их уроки, прорабатывая публикации о мастерах в профессиональных журналах и тому подобное.

Основной формой методической работы учителей-словесников является работа методических объединений, направленная на проведение учебно-воспитательной, опытно-экспериментальной, внеклассной работы по предмету.