Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика предложений с обращением и стилистика обращений - предложений

 

Важной семантико - структурной и интонационной особенностью многих предложений является наличие в них обращения (обращений).

Обращение - интонационно выделенное в предложении слово или сочетание слов (не член предложения), что им называется существо или персонифицированный предмет, которому адресуется речи в устной или письменной формах.

Морфологически обращения имеет две формы проявления - кличний и именительный падежи существительного или же субстантивованого слова. Наличие в предложении одного или нескольких обращений всегда своеобразно сказывается на интонации всего предложения. Интонацию обращения можно назвать звертальною: слово или сочетание слов в функции обращения произносится сконцентрировано, несколько обособленно, с некоторой удаленностью от всего предложения, но в то же время без выразительной интонационной оторванности от членов (члена) предложения в предложении. Пауза выдерживается только после обращения (перед обращением ее конечно почти нет). В структуре предложения с обращением прослеживается такая общая закономерность и обусловлена ею стилистическое своеобразие предложение: обращение на начале предложения обычно произносится активнее, энергичнее, с соблюдением более длительной паузы после него, нежели обращение в середине или в конце предложения. Однако каждый раз это реализуется несколько индивидуально, в зависимости от чувственного состояния говорящего, цели высказывания и всей структуры предложения с обращением.

Чем семантически весомее обращение в предложении, тем, как правило, большая звертальна воодушевление, эмоциональность предложение: Україно моя, мне в мире ничего не надо, только бы голос твой слышать и нежность твою беречь (А. Малышко); Слово, чому ти не твердая криця... (Леся Украинка); Благословен будь, мой родной край! (Д. Павлычко); Добрый вечер, девушка. Ты не заблудилась в наших полях?

(М. Старицкий); На восток ты посмотри, любимая (П. Тычина); Помолись за меня, ты мой сын (Т. Шевченко); Где оружие, громада? (Леся Украинка); Прими меня, весна розовая. Слуга твоей красоты. Возьмите меня братом, дерева, Возьмите меня в прими, леса (А. Олесь; Как я люблю тебя, мой родной край (И. Франко); Завтра я буду далеко, далеко, Оксана... (Т. Шевченко). В этих предложениях звертальна часть высказывания доминирует почти семантически и стилистически.

Наименованиями может образовываться ряд повторяющихся или однородных слов. После них в основном ставят кому, однако возможен и восклицательный знак, после которого текст записывают с большой буквы: Гетманы, гетманы, если бы вы встали. Встали, посмотрели на тот Чигирин... (Т. Шевченко); мама, Мама! Не плачь, не надо... (В. Сосюра); Марийка! Марийка! Хватит тебе! Людей стесняйся! (М. Ивченко). Допускается после восклицательного знака и написание следующего слова с малой буквы (правописанием это не урегулирован): Сыны мои! орлы мои! Летите в Украину, - хоть и беда встретится, так не на чужбине (Т. Шевченко). Итак, запятой сказывается меньшая чувственность, энергичность речи, а восклицательным знаком письменно фиксируется энергичность большая, отчетливее: Сын мой! Деточка моя! - увидев, вскрикнула мать и бросилась к Петра (Панас Мирный); Донеччино моя! Моя ты родина, тебе любовь моя и все мои чувств (В. Сосюра); Орлы мои!; Вы счастливы, високії зари, все на свете вам видно свысока (Леся Украинка); Дети наши, квітоньки. Пацаны и девоньки! Нум вместе петь (Л. Глебов). Возможна и другая пунктуация, которая обязательно влиять на интонирование всего высказывания, ср.: Дети наши! Квітоньки! Мальчишки и девоньки!..

Стилістичність синтаксических конструкций с обращением (обращениями) своеобразная и разноплановая. По стилистически-функциональному признаку чаще всего выделяют собственно обращение и риторические обращения.

Собственно обращения. Это основные обычные, массовые обращения - названия лица (лиц), к которой (которых) говорящие обычно обращаются при самых разных коммуникативных условиях и с определенной целью. Основная сфера употребления собственно обращений - устная разговорно-бытовое речи, которым в основном и охватывается широкий, к тому же прямое использование самых разнообразных синтаксических конструкций с обращением. В меньшей степени собственно обращение прослеживаются в других стилях языка.

Обращения чаще всего употребляются в таких коммуникативных разновидностях предложений как побудительные и вопросительные. Формой таких предложений собеседника побуждают к определенному действию, к ответу. В этом больше проявляется стилистическая ориентация висловлюваного, передаваемого структуре побудительного или вопросительного предложения с обращением: Где сейчас вы, палачи моего народа? (В. Симоненко); Учитель! Учите нас жизни - своих детей своей родины (Г. Сингаевский).

Пожалуй, никто из говорящих не обращается к собеседникам (реальных или мнимых) нейтрально с точки зрения чувственного. В обращениях говорящих друг к другу всегда ощутимое определенное конкретное Я, оказываются взаимоотношения людей, передаются симпатии и антипатии. Называя адресата определенным обращением, адресант (говорящий) в основном его характеризует - положительно или отрицательно, но с неодинаковой почуттєвістю, эмоциональностью.

Обращением говорящий привлекает внимание к висловлюваного, поэтому оно всегда вызывает экспрессию слушателя (читателя), которая нередко проектируется тем, кто создает предложение с обращением. Повторение того самого обращения или его синонимический проявление усиливает звертальність и в основном воспринимается как средство художественно-образного высказывания: Марусе, Марусе! Голубушка! Приди быстренько! (Марко Вовчок); Ой Буже, Буже! Далеко от тебя забилисьмо (О. Гончар); Украино - земле, о родной моя! Или же опять вернется слава твоя? (О. Левицкий); Любовь грозная! Света моя муко! Непобедимая радость моя! Бери меня! В материнские руки, Бери мое маленькое грозное Я! (В. Симоненко).

Обращения характерны для художественных произведений многих украинских писателей, особенно - для прозы Григория Квитки - Основьяненко (1778 - 1843) и Марка Вовчка. Они прибегают к обращений, проникнутых народно звучностью, что также заметно влияет на особую индивидуальную тональность прозы: Доченька моя милая, доченька моя дорогая! Любишь ты меня ругала, и пусть Господь подарит!; Сын мой! Дитя мое любимое! Погулял бы ты в мире...; Марто, моя ясочко! - шепчет (Марко Вовчок).

Риторические обращения. Своим содержанием, стилистической зорієнтованістю, функцией, речевой целью они отличаются от собственно обращений. Риторическим обращением не побуждают собеседника (его не имеют в виду) к ответу на поставленный вопрос.

Моведь, адресуя риторическое обращение самому себе, ставит за цель не общение с лицом, к которой обращается, а обнаруживает свое душевное состояние, мысли, чувства и т.п.: Слово, моя ты единственная оружие, мы не должны погибнут оба! (Леся Украинка); Краса Украины, Подолье не! Раскинулось мило, небрежно! (Леся Украинка); Она вас любила, рожевії цветы, и о вашей судьбе любила петь (Т. Шевченко); О, земля родная! Знаешь ты свой край, путь в бури, в непогоде! (М. Рыльский); украина, Украина, постное дали дорог! Верное сердце твоего сына я кладу тебе до ног (Т. Петриненко); Ой верба, верба, где ты выросла? (Нар. творчество); Ой снега, мои снега, серебряные и пушистые, словно все, что вокруг, утонуло в счастье (В. Сосюра). Риторический обращение может представлять собой общую или собственное название (лица, вещи, предмета, растения, животные, абстрактного понятия, мифического персонажа, исторического лица, к которой косвенно, а тропеїчно, преимущественно метафорически, обращается говорящий: А ты, Бетховене, прости меня за то, Что я не имел времени прийти к тебе, Что знаю я симфонии полей, Но твоей ни одной не знаю. Прости меня, Бетховене, за это..., Простите, Родени, Моцарты, Эйнштейны (И. Драч); Оставайтеся здоровы, мои високії тополя и крещатый барвіночку! (Т. Шевченко); Прощай, синее бескрайнее море, просторное (Леся Украинка).

К риторических обращений - с большей или меньшей активностью и только им присущей стилистической функцией - чаще всего прибегают в речи разговорно-бытовом, художественном и в некоторых жанрах публицистического вещания. Почти не свойственны риторические обращения официально-деловой речи.

Промежуточное место между собственно наименованиями и риторическими обращениями принадлежит обращением, которые, будучи будто прямо адресованными конкретному или конкретным лицам, все же не сориентированы на то, чтобы побудить кого-то к определенной конкретного ответа или к какой другой непосредственной реакции. Такими наименованиями выражается эмоциональное состояние говорящего, его желание вызвать определенное чувство в себе и в других, даже в некоторых воображаемых собеседников: Мои друзья лет моих детских, Искренние и незлобні чудаки! Вы от обид людских, злых мачех! На луга убегали, на реки (Г. Рыльский).

Обращение - это всегда самая разнообразная за активностью форма волевых проявлений человека, поэтому чаще всего ориентирована на определенное физическое действие говорящих. Неслучайно предложения с обращением приобретают побудительной или питальної модальности. Это глубоко личностные, задушевные выражения типа брат, мужское, люди добрые, дружище, голубчик, батенька (мой), казачье, душко, сударь, сударь, сударь - сударь и т.п. Нередко такие обращение является напівзверненнями, потому что ими в основном обозначают не конкретных адресатов речи, в которых прямо обращаются, а воображаемых. Употребление таких обращений иногда механическое, непредметное, но привычное в разговорно-бытовом речи: Мой батюшка! Что творится на свете! (Марко Вовчок); Братцы, он насмехается! (О. Чорногуз); Эй, люди, помогите шуту! (П. Загребельный); Я тебя, козаче, не узнаю (О. Чорногуз); Хам ты, брат, вот что (А. Довженко).

Обращения, категориально не меняя синтаксического строения предложения, не влияя на его принадлежность именно до этого, а не другого структурного разновидности предложений двусоставных или односоставных, непоширених или распространенных и др.), все же привносит в предложение определенный стилистический элемент, риса, признак, функциональное окраску, поскольку частично или существенно изменяет всю реченнєву тональность, речевую ориентацию высказывания. Обращение к другим может быть обусловлено определенным умственно-чувственной стимулом, разнообразной эмоциональной збудженістю человека.

Особым синтаксическим, интонационным и стилистическим разновидностью обращений являются обращения - предложения, которые функционируют в речи как отдельные коммуникативные конструкции без членов (члена) предложение или как особые слова - предложения: Открыв дверь в ванькирчика [маленькой комнаты... - П. Д.], он крикнул: - Федьку!... - Федя, парень лет шестнадцати, вышел из ванькирчика и стал в кассу (М. Коцюбинский); Марто! - угрожающе отозвался с порога Варчук. И девушка испуганно метнулась в сторону (М. Стельмах). Обращением - предложением (Федьке!..; Марто!) не продолжается, не разворачивается предложения любого строения. Это отдельные и самодостаточные коммуникативные конструкции с особой спілкувальною функцией - в общем звертальною, но с определенной особой почуттєвістю, эмоциональностью. Как видно из примеров, Федя с одного обращения - предложения понял, что нужно ему сделать, и соответственно среагировал на него; служанка Марта тоже сразу поняла угрозу и категоричность приказа - знак хозяина Барчука и поэтому «испуганно метнулась в сторону».

Итак, обращение - предложение - это обращение с особой коммуникативно-стилистической функцией. Они употребляются самостоятельно, не входят в состав ни одного из предложений всегда отчетливо эмоциональные.

Основы теории обращений - предложения разработал О. Шахматов, который называл их вокативними (лат. vocativus - кличний падеж) предложениями. Ученый считал такие структуры особыми односложными предложениями, в которых «главным и единственным членом является обращение, имя лица, к которому обращена речь, если это имя произнесено с особой интонацией, что вызывает сложное представление, в центре которого стоит данное лицо; такой мнением могут быть выражены сожалению, укор, упрек, возмущение. Например, Коля!, сказанное тоном нарекания... и такое, что вызывает мысль: зачем это ты сделал, зачем ты сделал так, как тебе не стыдно?».

Итак, структурно ограниченные формы взаимных обращений говорящих (только именительный и кличний падежи) - это достаточно активные речевые единицы. Ими сопровождается общения говорящих за самых разнообразных речевых ситуаций. Устный и письменный проявление обращений и обращений - предложений, кроме совсем единичных случаев, стилистически очень весомый, чувственный, эмоциональный.