Стилистика предложений с вставными и вставленными единицами
Все языковые единицы
приобретают в речи только им присущих функций, которые говорящий осознает ли
только представляет. В таких языковых и речевых единиц относятся, в частности, вставные
и вставлены слова, сочетания слов и предложения, которые содержат дополнительные, часто
беглые сообщения, замечания к тому, что выражается членами (членом)
предложения в многих предложениях, высказываниях.
Устное и особенно письменная
вещание - осознаваемый процесс, который почти всегда сопровождается желанием
говорящему высказаться стилистически, правильно, безупречно. Проявляя свое неповторимое
Я, говорящие наиболее полно представляют себя вещанием развернутым, семантически и
грамматически упорядоченным. Все лингвальные (языковые) средства в речи выполняют
одновременно смысловую и стилистическую функцию. Чтобы раскрыть стилистическую
направленность, настроенность вставной или вставленной языковой единицы, каждый раз
требуется достаточное осмысление содержания и формы всего осложненного предложения - в
контексте соседних предложений или всего текста.
В простых осложненных
предложениях с вставністю (особенно) или вставленістю часто возникает коммуникативная
потребность. Каждый из говорящих даже в пределах не очень развернутого высказывания
использует предложения с такими вставными словами или вставными сочетаниями слов,
как бесспорно, без сомнения, конечно, правду говоря, мягко говоря, пожалуй,
кажется, к сожалению, на счастье, жаль, нечего греха прятать, хвалить судьбу,
по-моему, на мой взгляд, по-вашему, по выражению.., кстати, во-первых, во-вторых,
к примеру, например, значит, получается, честное слово, итак, одним словом,
в конце концов и проч. Напр.: Видимо, человеку нельзя без страданий, ибо кто же на этом
мире, кроме человека, способен на это чувство? (П. Загребельный) - вставным словом
видимо автор выражает некоторое сомнение в правильности высказываемой мысли, умаляет
ее категоричность, обязательность. Вставные слово придает предложению определенной модальной
направленности, отражает именно такое, а не иное восприятие говорящим им же
сказанного (говореного или писаного). Без слова видимо предложение - высказывание приобретет
другой модальности - наполнится значением категоричности, неоспоримости. Следовательно,
вставные слово (с точки зрения синтаксического - даже не член предложения) существенно
видоизменяет смысл высказывания, что убеждает в его коммуникативной важности.
Своеобразный стилистический
эффект может быть создан и повторением вставного слова или сочетания слов в
одном предложении. Это усиливает модальность, значимость и стилистическую функцию
вставной части в предложении: В тех скирдах еще, может, искать убежища, в тех посадках
еще, может, будет занимать боевые рубежи (О. Гончар). Параллельно могут уживатись:
- синонимичны
вставные единицы: Может, действительно, ничего не было? (П. Загребельный);
- однокоренные
вставные слова: В метро не знал, куда деть чемодан, неуклюже держал ее впереди
себя, привлекал все взгляды, возможно, его кто-то узнал, может, удивлялись...
(П. Загребельный);
- несинонімічні
вставные единицы, которые внутренне расчленяют модальность предложения: кстати,
моей дочке, наверное, столько лет, как и вам...; Может, во второй раз, действительно, такого
не бывает; Пока прыгал, то, может, и криль, а раз я его убил, то, получается,
заяц (П. Загребельный).
При наличии в
синтаксически членованому предложении вставного предложения любой структуры на нем
сконцентровується внимание, усиливается коммуникативная важность вставності. Однако
и в этом случае наиболее важно то, в какой степени логично выделяется
вставність в структуре предложения: Соя... советовался с шахтерами в любом деле
и, как говорят, знал, кто чем дышит (Д. Ткач) - вставные предложения со структурой
односкладної неозначено-личной конструкции; И вот, представь себе, и не пришлось
(А. Головко) - вставність в форме односкладного обозначена-личного предложения.
Некоторые предложения вставністю завершаются, и вставные слово (сочетание слов) не
может быть перенесено в препозицію или же в срединную часть предложения, потому что это
не допускается содержанию и структуре синтаксически основной части предложения:
вот и не пришлось, представь себе.
Стилистика вставленных
слов, сочетаний слов и предложений определяется присущей им семантикой и
грамматической сущностью, а также своеобразными особенностями интонирования, а в
писемному речи - разделительными знаками (преимущественно скобками).
В связной речи
вставленість только изредка бывает однослівною, повнозначне слово часто
дополняется служебным. К вставленості с уточняющей функцией чаще всего
прибегают в писемному речи, в частности в художественных текстах, например в
ремарках: А это умение (говорить и слушать) очень важно для писателя.
Второе (слушать) даже более важное (Г. Рыльский); Неужели (таки) в пансионате
не нашлось места великому реформатору? (М. Волновой); Может, следует сказать:
произведения личного потребления и произведения (или продукция) для промышленных нужд...
(П. Загребельный); Одсвяткував 18 августа Украинский народный театр 100-летний
юбилей со времени первой постановки «Наталка Полтавка». Было торжественно. Играли
лучшие артисты: П. К. Саксаганский (Выборный), Марьяненко (Николай), Сабинин
(Возный), Литвиненко-Вольгемут (Наталья), Козловский (Петр), Никольская
(Терпелиха), был битком театр... (Остап Вишня); Наибольшей урожайности
достигнуто в Козятинском (Винницкая область) и Лабинском (Полтавская
область ) районах (Из газеты); Неофит - раб (после тяжелой замыслы). Нет!.. Не
могу. Не пойму х своего слова. Епископ(властным сильным голосом.). Прочь, сатана!
Твоей власти здесь нет! (Леся Украинка).
Стилистическое своеобразие
вставленості (по сравнению с вставністзо) больше всего предопределяется тем, что:
- пусть все слова
(даже не полнозначные), сочетания слов, предложения можно использовать с вставленной
функцией;
- интонирование
вставленості энергичнее, отчетливее, чем вставності, оно в большинстве случаев
прискореніше, выделяется в речи полнее и четче, более длительной паузой
(паузами).
Основное предложение сохраняет
при вставленості свою интонационную самостоятельность, весь его состав произносится
так (или почти так), как и без вставленного компонента.
Вставленість
самой разнообразной синтаксической строения и стилистического своеобразия может занимать
любое место в предложении, в тексте, хотя препозиція для вставленості - явление
редкое: это преимущественно ремарки в драматических произведениях. Правда, некоторые авторы (В.
Винниченко) разной по объему и структуре вставленістю нередко начинают
текст синтаксически основной части предложения, а вставка (вставленість) составляет
отдельный абзац или его начало (роман «Лепрозорий»). Такой способ оформления
вставленості можно трактовать как один из своеобразных авторских приемов
наибольшего выделения того, что заложено в содержании вставленного элемента
предложения, воспринимаемого в контексте всего предложения. В отрывке из текста.
Винниченко вставленными сегментами (частями) являются конструкции различного типа:
сначала вставленість в форме нескольких предложений, из которых сконструирован абзац, а в
втором абзаце использовано явления різноструктурної вставленості: (Я уже отчетливо
видела, что ему было совсем не так уж и приятно от моих напоминаний. А потому я
с еще большей настійністю и точностью делала их).
- За то, - вы
говорили, - все человечество чувствует себя более или менее постоянно заборгованим перед
Богом и Его представителями на земле (священниками). Ибо каждый из людей
непременно не раз не мог выполнить той или иной заповеди. Через то (вы говорили)
все человечество живет в концентрационном моральном лагере. (И это выражение произвел на
меня, помню, сильное впечатление). А потому каждый, говорили вы,раз хочет
обмануть дозорных этого лагеря (священников, общественное видение суд) и убежать с
... «Люби ближнего, как самого себя»... Но, когда буду исполнять заповедь
честно и последовательно до конца, любя убійників, значит, помогая им (ибо любовь
же должна быть на деле, а не на словах, правда). Следовательно, помогая им... (В.
Винниченко).
Предложения с вставністю или
вставленістю (с обоими дымы структурами) является важным средством и мовностилістичним
с некоторым своеобразием используются во всех стилях языка.