Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 8. ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ

 

§ 1. Антропология в контексте других разделов философии

 

Во взаимосвязях уже рассмотренных разделов философии и в контексте их содержательных измерений (все они центрированы на человеке) должное место занимает и философская антропология. По мнению ее основателя М. Шелера (нач. XX ст.), обращение к философии человека вытекает из осознания человеком того, что она не знает себя. Возникновение философской антропологии связано с «первым поколением» философских человековедов, что осмыслили собственно человеческую проблематичность, почувствовало тяжесть человеческого всемогущества и признало насущность постижения тайны человеческого в лице человека. Это время кризиса классических представлений о человеке и неожиданной заинтересованности ее сущностной построением (20-е годы XX века).

Антропология происходит от греч. «антропос» - «человек» и «логос» - «учение», «мысль», «слово»). Термин обозначает размышления о своеобразии человека. Философская антропология исследует такой способ осмысления человека, в котором реализуется попытка коснуться человеческой сущности, той структуры, что не сводится к звену определенных визначеностей, не поддается ясным описаниям, является самоценной и склонна видеть человека личностью. Существуют различные виды антропології. их нечеткое различение приводит к путанице, двусмысленности и непорозуміння. их разграничение помогает выделить сферу собственно философской антропологии. Физическая антропология имеет предметом палеонтологические темы. Психологическая антропология изучает человеческое поведение. Социальная антропология охватывает концепции социальной жизнедеятельности. Культурная антропология концептуально направлена на креативные способности человека, а также занимается этнологией первобытных народов. Структурная антропология нацелена изучить феномен человека средствами структурного анализа. По-литическая антропология стремится признать власть определяющей сущностной формой самоутверждения человека. Педагогическая антропология рассматривает способность человека к обучению и воспитанию как основу человеческой природы. Теологическая антропология доказывает богоподобность человека.

Разветвления антропологій отражает пестроту человеческих свойств и независимость человека от конкретных проявлений его бытия. Человек не является суммой перечисленных измерений. Она - существо безвідносна в своих специфических способностей. Единственной спецификой человека является отсутствие специфики. Непосредственно преодолевая свою определенность и границы привычной жизни, человек совершенно неожиданно и необоснованно может отнестись к себе как к чему-то большему, чем она есть извне, выйти за имеющиеся собственные пределы знаний, сил, возможностей и средств и достичь чего-то такого, что считалось принципиально ей недоступным. Человек - безграничная существо благодаря способности преодолевать собственные пределы, переступать их, способности к трансцендування, к творчеству. Человек существо метафизическая. Она не сводится к материальной телесности. Она является гражданином не только «материальной» природы, где царит необходимость, но и мира свободы, духа, творчества (Кант). Именно в этой двойственности человек интересует философскую антропологию, которая способна своими средствами осмыслить аспекты феномена человека, недоступные другим (выше перечисленным) антропологіям.

Традиционно принято выделять философскую антропологию в широком смысле, обнимает все философско-людинознавчі поиски, и в узком, как специальную отрасль, начатую М. Шелером и Х. Плеснером.