Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Экзистенциальная философия: сущность и разновидности

Проблемы смерти в философии Альбера Камю.

Экзистенциалисты значительное внимание уделяют проблеме смерти. Философ Альбер Камю заявил, что основным вопросом философии должен быть вопрос смерти и самоубийства, видит свое гуманистическое задача в том, чтобы помочь человеку, находящемуся в отчаянии, сохранить жизнь. Альбер Камю - французский писатель и философ, лауреат Нобелевской премии. Основные произведения - «Миф о Сизіфа», «Мятежник» и др. Мировоззрение Альбера Камю формировался под влиянием Кьеркегора, Ницше, Достоевского и немецких экзистенциалистов. В произведении «Миф о Сизіфа» Альбер Камю заявляет, что «важный философский вопрос заключается в том, стоит ли жизнь того, чтобы жить». Не меньше парадоксов и в экзистенциальных поисках Альбера Камю. Так, в «Мифе о Сизіфа», когда античный Сизіф обречен богами поднимать на гору камень, который снова и снова катится вниз, Альбер Камю раскрывает далеко не тривиальный измерение человеческой жизни - трагический стоицизм. Даже тогда, когда в Сизіфа нет никакой надежды на осмысленность того, что делает, - а это его жизнь (если это можно назвать жизнью), - кажется, ценит свое достоинство. Здесь прямо как в словах Леси Украинки: «Без надежды надеяться». Философская мудрость перекликается с самой жизнью: философы воссоздали такие обычные и необычные коллизии современной эпохи, пробуждают творческую мысль, совесть, а главное, помогают людям. Альбер Камю говорит: «Так, в тумане контуры будущего. Но всегда при самых неблагоприятных условиях, следует оставаться человеком, беречь как высшую ценность свое человеческое достоинство!» Рассматривая современного индивида, включенного в бюрократизовану структуру современного развитого общества, анализируя противоречия, духовная жизнь интеллигенции, лишенной всяких иллюзий относительно смысла жизни, Альбер Камю делает вывод, что существование человека абсурдно, и делает понятие абсурда исходным принципом своей философии. Создан в греческой мифологии образ Сизіфа, по мнению Альбера Камю, воплощает собой бессмысленность жизни человека: в наказание за свое коварство Сизіф имел вечно катить на гору камень, который, достигнув вершины горы, тут же опять скатывался вниз. Не выдержав такого безумия, человек бунтует, отсюда то и дело вспыхивают бунты, революции, в которых человек стихийно стремится найти выход из своего «сизіфового положения». Организованную, подготовленную революцию Альбер Камю считает противоречивой своему понятию, так же считает иллюзорной всякую надежду на то, что революция может действительно дать выход из ситуации. Основное настроение Альбера Камю - это настроение безысходности, одиночества человека в абсурдном мире, что по-своему выражает бесчеловечности современного капиталистического общества. Красота и свобода, считает Альбер Камю, способные вывести людей из изоляции, сделать их богатыми духовно, морально, чувственно, интеллектуально, помочь установить социальную справедливость. Экзистенциализм осуществляет попытку теоретически обосновать свободу человека в осознании и создании исторических условий для преодоления отчаяния и страха в глобальной исторической ситуации, когда человечество стоит на грани двух возможностей - выжить или погибнуть.