Основы философских знаний
Раздел первый ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВА ТРЕТЬЯ СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Экзистенциальная философия: сущность и разновидности
Философская антропология.
Антропологическая философия возникла в XIX в., стала перспективной в XX в., способствовала формированию ряда философских направлений. Самым влиятельным в 30 - 60-е годы XX в. стал экзистенциализм, стремился заменить классическую «философию суттєвостей» философией человеческого существования. Философская антропология - это учение о природе и сущности человека. Исторически, самыми выдающимися представителями антропологической философии выступали Гельвеций, Фейербах, Чернышевский. Именно Людвиг Фейербах ввел в научный оборот и стремился обосновать антропологический принцип как материалистическую антитезу объективно-идеалистическому пониманию «идеи», «духа». Всестороннее обоснование философской антропологии осуществлено Максом Шеллером. Идеи философской антропологии разрабатывали также Арнольд Гелен, Хельмут Плеснер, Эрнст Ратхакер, Александр Больнов. Различия философов - антропологов лишь в том, какие аспекты (биологические, психологические, социально-культурные и т.д.) бытия и «измерения» человека рассматриваются.
Идейными источниками философской антропологии стала философия немецкого романтизма и философия жизни. Представители философской антропологии широко применяли принципы трансценденталізму Иммануила Канта и неокантіанства. Трансценденталізм феноменологии Эдмунда Гуссерля и Мартина Хайдеггера применялся для методологического обоснования и непосредственного анализа разнообразных проявлений сущности человека, его деятельности и жизни. Арнольд Гелен разрабатывает біопсихічну концепцию человека. Макс Шеллер, выделяя ряд ступеней бытия человека, первой среди которых является «жизненный порыв», подчеркивает отличие человека от животного, а также тот факт, что «дух», " духовность поднимает человека над внешне-витальной характеристикой жизни. Однако «чистой» философской антропологии не было ни у Макса Шеллера, ни у Фридриха Ницше. Вместе с тем в обоих отчетливо звучат мотивы «философии жизни», что является одной из теоретических источников философии экзистенциализма. Кое-кто из философов объединяет концепции философской антропологии и философии экзистенциализма в понятии «антрополого-экзистенциальной линии в философии», подчеркивая их родство с философией персонализма. Характеризуя взгляды Эриха Фромма, который исследовал философские проблемы фрейдизму и неофрейдизму, Павел Гурєвич справедливо отмечает, что исследователям, надолго отлученным вич антропологического экзистенциализма в философии, не всегда очевидна сложность и неоднородность ее. Наряду с екзистенціалізмом развивается философская антропология - наука о человеке, который делится на физическую и культурную. Антропологическая философия выступила против классического рационализма, саєнтистських направлений в западной философии, попыталась противопоставить абсолютизации претензий разума на решение философских проблем нерациональные детерминанты самоопределения человека. Результатом стал иррационализм (от лат. irrationalis - неразумный), который так или иначе характерен для антропологической философии.
Иррационализм, отстаивая в одних случаях отрицание разума как существенного качества человека, а в других - отрицая сознание как существенный компонент процесса постижения человеком мира и самого себя, не тождественно признанию реальности нерациональных особенностей человека. Эти особенности существуют. Поэтому говорить о глобальном иррационализм антропологических направлений безосновательно. Вопрос этот решается конкретно, на основе учета особенностей каждой философской школы. Ірраціоналістична абсолютизация наиболее ярко проявилась в философии жизни. В Германии ее представляли Фридрих Ницше, Вильгельм Дильтхей, во Франции - Анри Бергсон.
В понятии жизни, по мнению Фридриха Ницше, выражается воля к аккумуляции силы, Вильгельма Дильтея - факты воли, побуждений и чувств человека, Анри Бергсона - космическая сила - жизненный порыв. Представители философской антропологии объясняют философию антропологии как науке о метафізичність происхождения человека, о его физические, психические, духовные истоки, источники в мире, о те силы и тенденции, которые движут ею и приводимых ею в движение. Специальные науки о человеке, даже в их единстве, по мнению Макса Шеллера, не дают четкого представления о сути человека, не проясняют ее. Философская антропология должна четко показать, раскрыть процесс формирования основной структуры бытия человека специфические монополии, свершения и деятельности человека: язык, совесть, оружие, идеи праведного и неправедного, государство, руководство, искусство, миф, религия, наука, историчность и др. Разнообразные стороны и сферы бытия человека философская антропология должна объединить в конкретно-научное, предметное их изучения с философией, их постижение, то есть объективно осмыслить, восстановить целостный философский образ человека. Итак, человек, ее суть, ее бытия, ее жизни и стоят в центре философской антропологии, раскрывают смысл жизни.
Один из основоположников философской антропологии Хельмут Плеснер на основе научной философии жизни дает феноменологическое формулировка «ступеней органического». Живое отличается от неживого тем что само определяет свою цель, переступая через себя извне, и определяет себя внутри той грани, уходя в середину к себе как такового, то есть предполагает самое себя. Отсюда основная характеристика живого - позиціональність. Традиционно Хельмут Плеснер характеризует растительную, животную и человеческую организацию позиционно, причем принцип более низкой организации, проведенной до крайних пределов. Животное, в отличие от растения, опосредованно включена в окружающую среду. У животного есть органы для контакта с ней и сугубо внутренние органы. Для их взаимного опосредования нужен центр. Позиційність животные - центричная. Центр как бы дистанцирован от живого тела, которое воспринимается центром как плоть. Эта эксцентричная позиційність - главная характеристика человека. Итак, человеческое укоренилось вне мира, вне наличного бытия. Но бытие поставлено не на божественную первооснову, как у Шеллера, а на ничто. Человек неизбежно находится в борьбе за своей рефлексией и іманентністю всех своих определений, в борьбе, восстанавливает с той же необходимостью, с которой каждая попытка терпит о вал. Это показывает установленные ею основные антропологические законы. Закон естественной искусственности означает, что человека вынуждена уравновесить свою поставленість на ничто результатам своей деятельности.
Практически все концепции исходят из основного тезиса Макса Шеллера о принципиальной противоположности человека и животного, Если животное извечно и всесторонне зависит от природных устремлений, привычек и привязана к конкретному среды, условий своей жизни, то человек является свободным, независимым существом, поведение которой строго и однозначно не связано с естественной целесообразностью, что дает ей возможность относиться к предмету своего творчества с некоторой умеренностью. Биологическая концепция показывает, что человек является биологически недостаточным существом, поскольку ей не хватает инстинктов, не закреплена и не завершена в животно-биологической организации, а потому и не имеет возможности вести исключительно природное существование. Природу человека Хельмут Плеснер определяет на основе анализа биофизических аспектов его существования и данных науки о духе и культуре.
Немецкий философ, один из основателей философской антропологии, Арнольд Гелен считал, что история, общество и его учреждения - это формы дополнения биологической недостаточности человека, которые реализуют его полуинстинктивные устремления, отрицает положение о исторический характер процесса разрушения системы инстинктов у человека, считая этот процесс извечной и органической характеристикой природы человека. Арнольд Гелен пытался доказать, что именно в антиобщественной и противоестественном поведении человека и утверждается ее родовая сущность, становление родовой сути разрывает связь с природными предпосылками антропосоціогенезу.
В культурологической концепции Эриха Ротхакера природа человека рассматривается во всей ее целостности: эмпирическая предметность и духовная субъективность органично сочетаются. Основное внимание Эрих Ротхакер уделяет позитивному определению свободы человека, его открытости миру, его деятельной активности. Человек же является создателем и носителем культуры. А культура рассматривается как специфическая форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентации в мире.
Концепция философской антропологии - философско-педагогическая, представлена учением Александра Больнова, где раскрывается жизнь человека с позиций выяснения сути самой жизни. Существенными чертами человечности, по мнению Александра Больнова, есть сострадание, доброта, справедливость и терпимость. Для того чтобы спасти человечество, необходимо сохранить такие черты. Это цель исторического процесса.
Своеобразным синтезом экзистенциальной и религиозной философии является персонализм, основная характерная черта которого - атеистическая тенденция, признающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Персонализм - философское течение, которое признавала личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир - лишь проявлением творческой активности личности. В конце концов, считая верховной личностью Бога, персонализм объявляет весь мир продуктом его творческой активности. В основе философского персонализма - примат идеалистического монизма и панлогізму. Лицо становится центральной категорией персонализма. А ее истоки коренятся не в действительности естественно-исторического процесса, а в бесконечных источниках - верховном начале в Боге. Основные представители концепции персонализма - Поль Баум, Роберт Флюєллінг, Хельмут Керр, Вилли Вітерн, Зенон Брайтмен и др.