Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Основы философских знаний
Раздел первый
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ГЛАВА ТРЕТЬЯ
СОВРЕМЕННАЯ МИРОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
3. Экзистенциальная философия: сущность и разновидности

Концепция Жан-Поля Сартра

Жан Поль Сартр - французский философ и писатель, глава французского экзистенциализма, философские взгляды которого противоречивы. В них своеобразно переплелись идеи Кьеркегора, Гуссерля и Фрейда. В 70-х годах мировоззрение Жан-Поля Сартра претерпел значительную эволюцию: подчеркивая прогрессивность марксистской философии, требует подвести фундамент под марксизм экзистенциальной антропологии. Отталкиваясь от основной идеи экзистенциализма - существование предшествует сущности, Жан-Поль Сартр пытается избежать и материализма и идеализма, строит свою феноменологическую онтологию на радикальном противопоставлении двух видов бытия: бытие в себе, заменяющее объективную действительность, и бытие для себя, тождественного человеческой реальности, т.е. сознания. Разрыв бытия и сознания приводит Жан-Поль Сартра к дуализму. Являясь причиной своего своеобразного бытия, сознание есть небытие бытия, трещина в немецком ничто, но лишь оно является источником активности, движения, качественного многообразия жизни, вносит смысл в инертный и абсурдным мир. Жан-Поль Сартр называет свою концепцию диалектической, но превращает диалектику в метод обоснования индетерминизма. Диалектика чисто негативная. Сфера ее ограничивается сознанием и полностью не применяется в при роде их морали. Жан-Поль Сартр стоит на позиции чистой субъективности и индивидуализма. Основной категорией здесь выступает свобода, которая рассматривается как сущность человеческого поведения, источник деятельности как единственная возможность существования человека: человек всегда и целиком свободен или его совсем нет. Жан-Поль Сартр отрицает объективные принципы и критерии морали, объективную детерминированность поведения человека. Каждый человек вынуждена сама создавать для себя свой закон, выбирать свою собственную мораль. Не имея возможности выбирать свою эпоху, человек выбирает себя в ней, свое место и действия. Историческая ситуация реализуется лишь путем выбора и действия человека. Человек в екзистенціалізмі трактуется как существо, которому суждено находиться в истории, которая заброшена в историю и не может прожить вне ее, вне общества, но способен со всей стойкостью вытерпеть самую перспективу упадка и конца истории.

В системе взглядов Жан-Поля Сартра, которая включает и поиск синтеза экзистенциализма с марксизмом, и разработку концепции негативной диалектики, главное занимает свобода. Свобода человека рассматривается в духе полного индетерминизма. Свобода - это дыра в бытии, поскольку человек есть такой, которая себя свободно выбирает. Какие же ориентиры выбора? К сожалению, во взглядах Жан-Поля Сартра звучат аргументы, моральные стимулы взаимно исключают друг друга. С одной стороны, решения, которые принимает лицо, проникнуты чувством глубокой ответственности перед человечеством, потому что, выбирая себя, люди выбирают всех людей в том смысле, что их действия влияют на судьбу всех людей. С другой стороны, экзистенциализм принимает как свой принципиальный исходный пункт тезис Ивана Карамазова «если бога нет, то все позволено», то Жан-Поль Сартр делает вывод: «Действительно, все позволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни снаружи. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылками на раз и навсегда данную человеческую природу ничего объяснить нельзя. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек - это свобода». Парадоксально, свобода из цели превращается в обреченность - человек обречен на свободу через свою ответственность и перед собой, и перед другими людьми.