7 КЛАСС
Тема 2. Композиция музыкального произведения
Урок 17
Тема урока. Мелодичная упражнение в размере 2/4. Разучивание песни "Школьный корабль" Г. Струве. Слушание музыки. М. Глинка. Уверпора к опере "Руслан и Людмила"
Цель урока: закрепить с учащимися длительности нот и пауз на ритмичной вправе; развивать у детей вокально - хоровые навыки и музыкально-ритмический слух; воспитывать интерес к оперному искусству.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотный текст песни, магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет М. Глинки.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
Известно, что каждый лад состоит из устойчивых и неустойчивых ступеней. Мы также
знаем, что неустойчивые тяготеют в устойчивые. Например, в гамме до мажор.
1. Пение мажорного звукоряда.
2. Все мелодии завершаются на устойчивых ступенях. Вот послушайте упражнение. (Выполняю упражнение).
Ваша задача дописать ее окончания. А чтобы его дописать, нужно определить тональность.
- Фа мажор. (Дети записывают задание в тетради и завершают мелодию).
- А теперь просольфеджуємо все вместе.
- Кто желает выполнить со словами?
III. Разучивание песни Г. Струве „Школьный корабль”.
Школьный корабль
Слова К. Ібряєва
Музыка Г. Струве
В темпе вальса
Каждый год мы входим, конечно,
В новый класс, как в другой порт
Наши мечты, нашу песню,
Как всегда, берем в долг.
Припев:
Мы вахту несем в классе годы,
То значит, хоть немножко мы все моряки.
Жажда открытий нам знакома.
Дороги у нас не близкие.
По следам героев Грина,
По книжкам, что любишь ты,
Под невидимым парусом
Нам с друзьями плыть.
Припев.
Или в морфлот пойдем со школы,
Или позовет космодром -
Не оставим никогда Мы человека за бортом.
Припев.
1. Художественный показ песни.
2. Беседа по прослуханим произведением. Дети определяют основной смысл текста слов песни, характер мелодии.
- Чему учит песня?
- В каком темпе прозвучала песня?
- Она танцевального характера?
- Какая тональность песни?
3. Разучиваю песню за нотным текстом по фразам, звергаю внимание на встречные знаки альтерации, затакты, заліговані смежные ноты.
Степенью начинается песня, устойчивым или неустойчивым?
- Каким заканчивается?
IV. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
Дети, вы знаете, что все музыкальные произведения имеют свою структурную построение и соответственно относятся к определенной группе, которая классифицируется по жанру.
Жанр - это сложившийся разновидность музыкальных произведений, которые определяются по характеру, тематике, средствами выразительности. Есть такие жанры: песенный, камерный, оперный, симфонический.
Сегодня мы обратимся к оперному жанру, слушая увертюру к опере „Руслан и Людмила” М. Глинки.
М. Глинка - русский композитор, основоположник русской классической музыки. Свою оперу он написал по одноименной сказке А. Пушкина.
В 1838 г. Глинка совершил путешествие по Украине, побывав в городах и селах, слушал украинские песни. В то время он начал писать две украинские песни „Гуде вітер вельми в полі” и „Не щебечи, соловей”, а также оперу, отрывки из которой слушали с восторгом слушатели музыкальных вечеров в с. Качановке. Главные персонажи сказки - Руслан и Людмила. Это мужественные и добрые люди, которые вступают в борьбу с носителями зла и жестокости Черномором и Нашей волшебницей.
2. Слушание увертюры.
3. Характеристика прослушанного.
- Что такое увертюра?
- Охарактеризуйте музыку увертюры.
- К какому жанру относится опера?
- Имеет сказочный характер увертюра?
V. Итог урока.