Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 87. Условные рефлексы

 

Образовательная цель: изучить природу и механизм образования условных рефлексов; сравнивать безусловные и условные рефлексы; установить биологическое значение условных рефлексов.

Основные понятия и термины: условный рефлекс, виды условных рефлексов, признаки рефлексов.

Оборудование: портрет И. Павлова.

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Интерактивное упражнение «Ты - мне, я - тебе».

Ученики готовят вопросы 1-2 мин. И затем у доски попарно задают вопросы и отвечают на них.

2. Составьте схему рефлекторной дуги коленного рефлекса.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблема: мы живем в условиях среды, постоянно меняется. Обеспечат безусловные рефлексы приспособление нас к этим условиям среды?

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение ученика о методике И.П. Павлова по изучению условных рефлексов.

И.П. Павлов (1849-1936 г.) - физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии 1904 г. в номинации «Медицина и физиология». Он 35 г. жизнь посвятил изучению физиологии больших полушарий головного мозга; открыл условные рефлексы; механизм образования условных рефлексов; ученый обнаружил, что мозг работает по принципу временных связей и выяснил, как происходит утомляемость; объяснил суть сна, гипноза.

Лаборатория Павлова была изолирована от воздействия внешней среды. Она была герметичной и звуконепроницаемой. Здесь работали одновременно 8 исследователей. Начинались исследования на собаках, в которых были выведены протоки пищеварительных желез в фистулы и перерезанный пищевод. Когда еду собака глотала, то выделялся желудочный сок, хотя пища в желудок не попадала. Когда собаку кормили, то из фистулы в слюнной железе начинала капать слюна. Ученые обратили внимание - собака слышала шаги человека и у нее начинала капать слюна. В коре головного мозга закреплялся связь между звуком шагов и кормлением.

Экспериментально было доказано, что образование условных рефлексов связано с корой больших полушарий.

Задания для творческих групп

I группа. Какие условия необходимы для формирование условных рефлексов?

II группа. Какие признаки условных рефлексов? Составьте схему.

III группа. Какие виды условных рефлексов вы знаете? Составьте схему.

IV группа. Составьте план выработки условного рефлекса в аквариумных

рыб на звуковой сигнал перед едой.

Отчеты творческих групп.

Группа И.

Для формирования условных рефлексов необходимо:

а) безусловный раздражитель (пища) и любой другой (например, свет), что становится условным раздражителем;

б) условный рефлекс образуется лишь на основе безусловного;

в) условный раздражитель предшествует безусловном;

г) интервал между раздражителями не имеет быть большим;

д) безусловный и условный раздражитель много раз повторяется.

Группа II.

 

 

Группа III.

1) в Зависимости от ответа на раздражитель.

 

 

2) в Зависимости от условных раздражителей.

 

 

Группа IV.

Условный рефлекс на постукивание перед едой в аквариумных рыбок.

1. Безусловный раздражитель - корм, условный раздражитель - постукивание по аквариуму (звуковой сигнал).

2. Каждый раз, перед дачей корма рыбкам, постучать по аквариуму, а потом давать корм.

3. Через некоторое время после рыбки постукивание будут припливати до места, откуда слышат звуковые раздражения.

3. Условия образования условных рефлексов. (Рассказ учителя, заполнение схемы).

 

 

IV. Закрепление знаний учащихся.

Выполнение лабораторной работы №10.

 

Лабораторная работа №10

Тема. Безусловные и условные рефлексы человека.

Цель: изучить особенности безусловных и проследить выработку условных рефлексов.

Оборудование: неврологический молоток, указка (карандаш).

Ход работы

Задача 1. Наблюдения коленного рефлекса.

Работа выполняется парами.

Один ученик - экспериментатор, второй - подопытный, затем меняются ролями.

1. Испытуемый садится на стул и кладет ногу на ногу.

2. Экспериментатор легко ударяет неврологическим молоточком по сухожилия четырехглавой разгибателя бедра, расположенного под коленной чашечкой.

3. Наблюдайте разгибание ноги в коленном суставе.

4. Изобразите схематически рефлекторную дугу коленного рефлекса, сделайте соответствующие обозначения.

 

 

Задание 2. Выработка двигательного условного рефлекса.

1. Сядьте ровно за партой, положив локти на стол.

2. По команде учителя «раз» поднимите правую руку, согнув ее в локте, а по команде «два» - опустите.

3. Проделайте это дважды-трижды с небольшими интервалами. Каждый раз команду учитель сопровождает стуком по столе указкой или карандашом.

4. На четвертый раз учитель лишь стучит по столу, не давая команды. Какова ваша реакция? Как это можно объяснить?

5. Сделайте выводы, ответив на вопрос:

а) Какие особенности безусловных рефлексов и каково их значение?

б) Каков механизм образования условных рефлексов?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.