Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Стилистика украинского языка

Стилистика собственно неполных предложений, эллиптических и присоединительных неполных предложений

 

Любое предложение в языке грамматически полное или неполное. Коммуникативно-стилистическая сущность всех разновидностей неполных предложений (среди них эллиптических предложений и присоединительных) заключается в том, что при условии стилистического пользование ими говорящий каждый раз может высказаться и самое естественное, и, что крайне важно, экономно, лаконично: Я и так богатый. - Чем? (сравн.: Чем я богат?) - народной силой, народной любовью (М. Коцюбинский); А тем временем древнюю Янв розруйнували: Кто на Кубань, кто на Дунай (Т. Шевченко); Свободе/ каждому народу! (П. Тычина). Как замечает И. Белодед, «неэкономность - одно из бедствий нашего вещания. В языке ученого оно вызвано часто

незнанием соответствующих экономических дефиниций, определений, формул, силогізмів, которые составляют специфику научной речи...,... ораторов, выступающих неэкономность объясняется неумением, оперируя словесным материалом, выделить основные мысли и за их вершины вещать с максимальной экономией словесного материала. Вносятся предложения..., чтобы к характеристике деловых качеств человека добавлять еще и языковой характеристика: умеет (или не умеет) экономно выражать свои мысли».

Стилистически мотивированное пользование неполными предложениями весомо свидетельствует умение высказываться кратко, точно и самое естественное.

На практическую целесообразность еліпсисів (пропусков) слов, обусловленных потребностью достижения краткости и экономности в высказывании мнения, впервые указал немецкий ученый Л. Босс в своей труда «Еліпсис в греческом языке» (1702). В 20 - 30-е годы XIX в. известному немецкому лингвисту Дж. Рису казалось, что эллиптические (неполные) структуры употребляются преимущественно тогда, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения, повышенной аффектации. Сейчас такое понимание причин использования пропуска слов кажется несколько наивным.

Неполным является предложение, в которых одно из звеньев их внутрішньосинтаксичної строения (один или несколько членов предложения, даже часть одного из членов предложения) не произносится (пишется), но осознается, полностью или достаточно понятна.

Різноструктурні и стилистически неодинаковые неполные предложения делятся на следующие три основные структурно-семантические группы (разновидности):

- собственно неполные предложения. Они синтаксически неполные и непонятные по смыслу, если их рассматривать вне контекста, конкретной ситуацией речи, то есть отдельно от других предложений: В грудь набрал полно воздуха (не понятно, о ком идет речь). Но: Юра остановился. В грудь набрал... (Ю. Смолич) - это неполное предложение с неназванным (пропущенным, выпущенным) подлежащим Юра;

- эллиптические предложения. Эти предложения неполные только грамматически (синтаксически, формально), но полные по содержанием, потому что понятны без соседних предложений: Девушка так быстренько травой - травой до дома (А. Тесленко) - глагол (сказуемое) в этом двоскладному предложении, будучи лексически и формально не выраженным, все же в общем понятно, хоть и воспринимается синонимичной (пошла, побежала, подалась т.д.);

- неполные присоединительные предложения, конструкции (их еще называют выделительными, парцельованими). К ним относятся:

а) атрибутивные присоединительные предложения: О! Моя Варвара - золотая женщина... Спокойная, рассудительная, благосклонна (Г. Коцюбинский);

б) обстоятельственные присоединительные конструкции:

- образа действия: Марта ревновала Антона. Упрямо, затаєно, сильно (Г. Коцюбинский); И слушает мой сумм природа. Люба. Искренняя. Сквозь плач. Сквозь смех (П. Тычина);

- обстоятельства места: А мы, справившись, пошли искать новый дом и нашли зеленую дом и комнату. В гае темном. В лугах. В степях широких, в байраках крутых, глубоких (Т. Шевченко);

- обстоятельства времени: Упала на пол Мария и рыдала как никогда. До самого вечера (А. Головко);

- обстоятельства причины: Может, сигарету позволиш? Ах, правда, не употребляешь, - помню! Из принципа (И. Франко);

- обстоятельства меры: Началась жатва. За работой люди и о беде забыли. И не очень Бы. Лепкий);

- дополнительные присоединительные конструкции (с функцией приложения): Сам без души и вокруг себя бездушность распускает. Пустоту (И. Рябокляч); Ничего не ощадила мне судьба за те три года. Ни разочарований, ни позора, ни богатства, ни бедности (И. Франко).

Эпизодически неполные присоединительные предложения встречаются в стихотворениях Т. Шевченко, прозе И. Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, произведениях других авторов. Системно, широко и своеобразно прибегал к присоединительных конструкций М. Коцюбинский. Изредка он даже начинал ими строки - абзацы. При таких условиях присоединительные предложения інтонуються с особой выразительностью, на них сосредотачивается максимум внимания: глаза у нее? Не успел разглядеть... Протискуюсь плечом и стрічаюся с ней.

- Словно фиалки после дождя.

- Темные, мягкие, блестящие.

Наиболее распространенными среди неполных предложений является:

1) собственно неполные. Это контекстуальные и ситуативные конструкции, в которых с определенной стилистической причины (чтобы выразиться кратко, без повторения того, о чем уже говорилось, что понятно, известное) не называется, выпускается главный член односкладного предложения (подлежащее, сказуемое) или второстепенный член предложения. К ним относятся:

а) неполные двусоставные предложение: Осеннее солнце садилось за облака. Прощаясь с землей, заливало облака и землю огняним светом (Панас Мирный) - неполное двоскладне предложения с неназванным подлежащим (солнце); Они хохотали, как дети. Она - тонко и звонко, как молодая девушка. Он - грубее, преждевременным баском, двадцатилетнего парня (М. Коцюбинский) - неполные предложения с выпущенным сказуемым хохотали;

б) неполные односоставные предложение:

- обозначена-личные неполные предложение: Можем производить, что хочешь! Свистеть, петь (О. Гончар);

- неозначено-личные неполные предложения: Заслышав далекую стрельбу, насторожился. Моргуненко (прислушиваясь). Где-то за рекой. Якобы в Крымцы (О. Гончар); Траву смотри днем, как обсохнет, а девку - в будни, когда она босая (Нар. творчество);

- безличные неполные предложение: ... Черныша очень? [ранен] - В голову, в сторону (О. Гончар);

- инфинитивные неполные предложения: ...хоть немножко, на один сантиметр подлезть. А там - обрыв в пропасть (он знает это). На один сантиметр хотя бы (А. Головко);

- номінативні неполные предложения: Час... Вторая. Старшина возле бойницы ждет (Г. Нагнибеда);

в) двусоставные и односоставные неполные предложения с неназванным приложением или другим второстепенным членом предложение: Подавай заявление. Садовенко уже подал (И. Рябокляч); Я не пущу Насти, - уныло сказал он. - Ба пустишь! - Ба не пущу (Г. Коцюбинский); Солнце опалило их лица, ветер высушил кожу (В. Собко);

2) эллиптические предложения. Особая разновидность неполных предложений, которые, как и собственно неполные предложения, бывают двоскладними и односложными, распространенными, непоширеними, розповідними, вопросительными и побудительными. Слово - термин «испускание» (опущение, пропуск) на определение формальной недостатка члена предложения в эллиптическом предложении считается неудачным, потому что может наталкивать на мысль, будто в эллиптических предложениях говорящий заранее или в процессе речи так формирует фразу, предложение, что сознательно пропускает какое-то звено (член предложения) в ней. Однако этого в более ли менее внятных эллиптических предложениях не бывает. Содержание и грамматические формы эллиптических предложений дают возможность синонимичной «домыслить» в них определенный член предложения (преимущественно глагольный) и при этом не усложнить, не зневиразнити обмена мнениями. В эллиптических предложениях не вербалізується, словесно не выражается:

- глагол (чаще всего) со значением движения, перемещения в пространстве: Так мать бегом к хозяина меня в деревню равно (Панас Мирный);

- предложения с еліпсисом сказуемого (или главного члена односкладного предложения) преимущественно побудительной или питальної модальности: Воды! - воскликнул смотритель. - Воды! (Панас Мирный); Оружие на землю! - крикнул седобородый (О. Копыленко); Тише, тише, Омеляне... (М. Стельмах);

- эллиптические предложения без лексически выраженного бытийного глагола: Солдаты в тревоге (О. Довженко); Уже солнце на небе (Ю. Яновский);

- предложения с еліпсисом глаголы речи: Сердито и ласково: «Вот где он, заволока» (С. Васильченко); Хоть одно слово [скажи, речей]; Никому ни слова; А он мне на это;

- другие разновидности эллиптических конструкций: Идти в дом... [надо] (Т. Шевченко); Прошло лишь месяцев около двух в тесноте, что ни лечь, ни присесть (А. Тесленко); Пора домой, - сказала Івга (Панас Мирный); или эллиптические предложения с неназванным подлежащим или дополнением: Звезды сияют: среди неба горит білолиций (Т. Шевченко); - Значит, свеженького, Давид, змелемо? - Уже не прошлогоднее (А. Головко).

От этих эллиптических конструкций отличаются сферой применения и стилистической функцией, но не структурой) эллиптические предложения, которые в основном активно используются в публицистическом вещании, в газетных заголовках: 3 любовью к Украине; 3 новой Конституцией; За родной язык!; Всю жизнь с музыкой; Первый шаг к победе; На ваших экранах; Мы все - из одной семьи; Взгляд из вечности; 3 последней почты; От редакции и др.

Неполные предложения (всех разновидностей синтаксических проявлений, форм) особенно характерны для речи разговорно-бытового, устной и письменной, преимущественно диалогического, в котором они нередко однословные: Кто?, Что?, Где?, Куда?, Почему?, Когда?, Здесь, Там и др.

Неполные предложения (собственно неполные, эллиптические, присоединительные) формируются под влиянием соответствующих полных предложений. Без ассоциации, сравнения с полным предложением неполное предложение было бы непонятное, коммуникативно несостоятельное. Испускание члена (членов) в неполных предложениях предоставляет рассказы особенно выразительной лаконичности, краткости. Будучи мотивированным стилистически, неполное предложение воспринимается как максимально естественная форма высказывания. Характер употребления неполных предложений в художественно-литературных текстах предопределяется также жанром произведения и определенными эстетически-стилистическими намерениями, задачами. Употребление их зависит также от особенностей творческой манеры писателя. Любое немотивированное использование полных предложений вместо неполных перегружает высказывание, делает его стилистически незавершенным, неудобным. Только гармоничное сочетание полных и неполных структур является залогом и проявлением вещания с всех взглядов самого подходящего, наиболее зрелого, то есть стилистического.