Стилистика собственно неполных предложений, эллиптических и присоединительных неполных предложений
Любое предложение в языке
грамматически полное или неполное. Коммуникативно-стилистическая сущность всех
разновидностей неполных предложений (среди них эллиптических предложений и присоединительных)
заключается в том, что при условии стилистического пользование ими говорящий каждый раз может
высказаться и самое естественное, и, что крайне важно, экономно, лаконично: Я и
так богатый. - Чем? (сравн.: Чем я богат?) - народной силой, народной любовью
(М. Коцюбинский); А тем временем древнюю Янв розруйнували: Кто на Кубань, кто
на Дунай (Т. Шевченко); Свободе/ каждому народу! (П. Тычина). Как замечает И.
Белодед, «неэкономность - одно из бедствий нашего вещания. В языке ученого оно
вызвано часто
незнанием соответствующих
экономических дефиниций, определений, формул, силогізмів, которые составляют специфику
научной речи...,... ораторов, выступающих неэкономность объясняется
неумением, оперируя словесным материалом, выделить основные мысли и за их
вершины вещать с максимальной экономией словесного материала. Вносятся
предложения..., чтобы к характеристике деловых качеств человека добавлять еще и языковой
характеристика: умеет (или не умеет) экономно выражать свои мысли».
Стилистически мотивированное
пользование неполными предложениями весомо свидетельствует умение высказываться кратко,
точно и самое естественное.
На практическую целесообразность
еліпсисів (пропусков) слов, обусловленных потребностью достижения краткости и
экономности в высказывании мнения, впервые указал немецкий ученый Л. Босс в своей
труда «Еліпсис в греческом языке» (1702). В 20 - 30-е годы XIX в. известному
немецкому лингвисту Дж. Рису казалось, что эллиптические (неполные) структуры
употребляются преимущественно тогда, когда человек находится в состоянии сильного возбуждения,
повышенной аффектации. Сейчас такое понимание причин использования пропуска слов
кажется несколько наивным.
Неполным является предложение, в
которых одно из звеньев их внутрішньосинтаксичної строения (один или несколько членов
предложения, даже часть одного из членов предложения) не произносится (пишется),
но осознается, полностью или достаточно понятна.
Різноструктурні и
стилистически неодинаковые неполные предложения делятся на следующие три основные
структурно-семантические группы (разновидности):
- собственно неполные
предложения. Они синтаксически неполные и непонятные по смыслу, если их рассматривать
вне контекста, конкретной ситуацией речи, то есть отдельно от других предложений:
В грудь набрал полно воздуха (не понятно, о ком идет речь). Но: Юра
остановился. В грудь набрал... (Ю. Смолич) - это неполное предложение с неназванным
(пропущенным, выпущенным) подлежащим Юра;
- эллиптические предложения.
Эти предложения неполные только грамматически (синтаксически, формально), но полные по
содержанием, потому что понятны без соседних предложений: Девушка так быстренько травой - травой
до дома (А. Тесленко) - глагол (сказуемое) в этом двоскладному предложении,
будучи лексически и формально не выраженным, все же в общем понятно, хоть и
воспринимается синонимичной (пошла, побежала, подалась т.д.);
- неполные присоединительные
предложения, конструкции (их еще называют выделительными, парцельованими). К ним
относятся:
а) атрибутивные
присоединительные предложения: О! Моя Варвара - золотая женщина... Спокойная, рассудительная,
благосклонна (Г. Коцюбинский);
б) обстоятельственные
присоединительные конструкции:
- образа действия: Марта
ревновала Антона. Упрямо, затаєно, сильно (Г. Коцюбинский); И слушает мой сумм
природа. Люба. Искренняя. Сквозь плач. Сквозь смех (П. Тычина);
- обстоятельства места: А
мы, справившись, пошли искать новый дом и нашли зеленую дом и комнату. В гае
темном. В лугах. В степях широких, в байраках крутых, глубоких (Т. Шевченко);
- обстоятельства времени: Упала
на пол Мария и рыдала как никогда. До самого вечера (А. Головко);
- обстоятельства причины:
Может, сигарету позволиш? Ах, правда, не употребляешь, - помню! Из принципа (И.
Франко);
- обстоятельства меры:
Началась жатва. За работой люди и о беде забыли. И не очень Бы. Лепкий);
- дополнительные
присоединительные конструкции (с функцией приложения): Сам без души и вокруг себя
бездушность распускает. Пустоту (И. Рябокляч); Ничего не ощадила мне судьба за те
три года. Ни разочарований, ни позора, ни богатства, ни бедности (И. Франко).
Эпизодически неполные
присоединительные предложения встречаются в стихотворениях Т. Шевченко, прозе И.
Нечуя-Левицкого, Панаса Мирного, произведениях других авторов. Системно, широко и
своеобразно прибегал к присоединительных конструкций М. Коцюбинский. Изредка он
даже начинал ими строки - абзацы. При таких условиях присоединительные предложения
інтонуються с особой выразительностью, на них сосредотачивается максимум внимания:
глаза у нее? Не успел разглядеть... Протискуюсь плечом и стрічаюся с ней.
- Словно фиалки после
дождя.
- Темные, мягкие,
блестящие.
Наиболее распространенными среди
неполных предложений является:
1) собственно неполные. Это
контекстуальные и ситуативные конструкции, в которых с определенной стилистической причины
(чтобы выразиться кратко, без повторения того, о чем уже говорилось, что понятно,
известное) не называется, выпускается главный член односкладного предложения (подлежащее,
сказуемое) или второстепенный член предложения. К ним относятся:
а) неполные двусоставные
предложение: Осеннее солнце садилось за облака. Прощаясь с землей, заливало облака и
землю огняним светом (Панас Мирный) - неполное двоскладне предложения с неназванным
подлежащим (солнце); Они хохотали, как дети. Она - тонко и звонко, как молодая
девушка. Он - грубее, преждевременным баском, двадцатилетнего парня (М.
Коцюбинский) - неполные предложения с выпущенным сказуемым хохотали;
б) неполные односоставные
предложение:
- обозначена-личные неполные
предложение: Можем производить, что хочешь! Свистеть, петь (О. Гончар);
- неозначено-личные
неполные предложения: Заслышав далекую стрельбу, насторожился. Моргуненко
(прислушиваясь). Где-то за рекой. Якобы в Крымцы (О. Гончар); Траву смотри
днем, как обсохнет, а девку - в будни, когда она босая (Нар. творчество);
- безличные неполные
предложение: ... Черныша очень? [ранен] - В голову, в сторону (О. Гончар);
- инфинитивные
неполные предложения: ...хоть немножко, на один сантиметр подлезть. А там - обрыв в
пропасть (он знает это). На один сантиметр хотя бы (А. Головко);
- номінативні
неполные предложения: Час... Вторая. Старшина возле бойницы ждет (Г. Нагнибеда);
в) двусоставные и
односоставные неполные предложения с неназванным приложением или другим второстепенным членом
предложение: Подавай заявление. Садовенко уже подал (И. Рябокляч); Я не пущу Насти, -
уныло сказал он. - Ба пустишь! - Ба не пущу (Г. Коцюбинский); Солнце опалило
их лица, ветер высушил кожу (В. Собко);
2) эллиптические предложения.
Особая разновидность неполных предложений, которые, как и собственно неполные предложения, бывают
двоскладними и односложными, распространенными, непоширеними, розповідними,
вопросительными и побудительными. Слово - термин «испускание» (опущение, пропуск) на
определение формальной недостатка члена предложения в эллиптическом предложении считается
неудачным, потому что может наталкивать на мысль, будто в эллиптических предложениях говорящий
заранее или в процессе речи так формирует фразу, предложение, что сознательно пропускает
какое-то звено (член предложения) в ней. Однако этого в более ли менее внятных
эллиптических предложениях не бывает. Содержание и грамматические формы эллиптических предложений дают
возможность синонимичной «домыслить» в них определенный член предложения (преимущественно глагольный)
и при этом не усложнить, не зневиразнити обмена мнениями. В эллиптических
предложениях не вербалізується, словесно не выражается:
- глагол
(чаще всего) со значением движения, перемещения в пространстве: Так мать бегом к
хозяина меня в деревню равно (Панас Мирный);
- предложения с
еліпсисом сказуемого (или главного члена односкладного предложения) преимущественно
побудительной или питальної модальности: Воды! - воскликнул смотритель. - Воды!
(Панас Мирный); Оружие на землю! - крикнул седобородый (О. Копыленко); Тише,
тише, Омеляне... (М. Стельмах);
- эллиптические предложения
без лексически выраженного бытийного глагола: Солдаты в тревоге (О. Довженко);
Уже солнце на небе (Ю. Яновский);
- предложения с
еліпсисом глаголы речи: Сердито и ласково: «Вот где он, заволока» (С.
Васильченко); Хоть одно слово [скажи, речей]; Никому ни слова; А он мне на
это;
- другие разновидности
эллиптических конструкций: Идти в дом... [надо] (Т. Шевченко); Прошло лишь
месяцев около двух в тесноте, что ни лечь, ни присесть (А. Тесленко); Пора
домой, - сказала Івга (Панас Мирный); или эллиптические предложения с неназванным
подлежащим или дополнением: Звезды сияют: среди неба горит білолиций (Т. Шевченко); -
Значит, свеженького, Давид, змелемо? - Уже не прошлогоднее (А. Головко).
От этих эллиптических
конструкций отличаются сферой применения и стилистической функцией, но не
структурой) эллиптические предложения, которые в основном активно используются в
публицистическом вещании, в газетных заголовках: 3 любовью к Украине; 3 новой
Конституцией; За родной язык!; Всю жизнь с музыкой; Первый шаг к победе; На
ваших экранах; Мы все - из одной семьи; Взгляд из вечности; 3 последней почты;
От редакции и др.
Неполные предложения (всех
разновидностей синтаксических проявлений, форм) особенно характерны для речи
разговорно-бытового, устной и письменной, преимущественно диалогического, в котором они
нередко однословные: Кто?, Что?, Где?, Куда?, Почему?, Когда?, Здесь, Там и др.
Неполные предложения (собственно
неполные, эллиптические, присоединительные) формируются под влиянием соответствующих полных
предложений. Без ассоциации, сравнения с полным предложением неполное предложение было бы
непонятное, коммуникативно несостоятельное. Испускание члена (членов) в неполных
предложениях предоставляет рассказы особенно выразительной лаконичности, краткости. Будучи
мотивированным стилистически, неполное предложение воспринимается как максимально естественная
форма высказывания. Характер употребления неполных предложений в художественно-литературных
текстах предопределяется также жанром произведения и определенными эстетически-стилистическими
намерениями, задачами. Употребление их зависит также от особенностей творческой
манеры писателя. Любое немотивированное использование полных предложений вместо
неполных перегружает высказывание, делает его стилистически незавершенным, неудобным. Только
гармоничное сочетание полных и неполных структур является залогом и проявлением вещания с
всех взглядов самого подходящего, наиболее зрелого, то есть стилистического.