Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ X. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Тема И. ФОРМИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ И ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

УРОК 86. Рефлексы, их виды. Безусловные рефлексы

 

Образовательная цель: познакомить учащихся с различными видами рефлексов, изучить характерные признаки безусловных рефлексов, их классификацию.

Основные понятия и термины: рефлексы безусловные, условные рефлексы, рефлекторная дуга, центростремительный нейрон, центробежный нейрон, вставной нейрон, признаки рефлексов.

Оборудование: таблицы: «Строение нервной системы», «Головной мозг».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация опорных знаний учащихся.

Интерактивная методика «Микрофон»

1. Что такое ощущения?

2. Какие особенности ощущения?

3. Что мы называем восприятием?

4. Перечислите свойства восприятие.

5. Которое бывает восприятие?

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Проблема: что руководит поведением человека? Что лежит в основе работы головного мозга?

III. Изучение нового материала.

1. Игра «Цепочка»

Задачи.

Из перечня слов и фраз, которые написаны на доске, выберите и составьте схему рефлекторной дуги.

Перечень слов и фраз: тело чувствительного нейрона, рабочий орган, тело двигательного нейрона, рецептор, аферентний путь, тело вставного нейрона.

 

Схема рефлекторной дуги

 

 

2. Высшая нервная деятельность человека.

Интерактивная методика «Ажурная пила»

I этап. Класс делим на 4 «домашние» группы. Каждая группа получает задание на цветных карточках.

II этап.

Задачи.

1. Прочитайте текст учебника и дайте ответы на вопросы.

2. При необходимости составьте схему.

Группа №1 (Зеленая карточка).

- Что такое ВИД? Какие ученые работали для изучения ВИД?

Группа №2. (Красная карточка).

1. Что лежит в основе ВИД ?

2. Какие бывают рефлексы? Составьте схему.

Группа №3. (Синяя карточка).

1. Что такое безусловные рефлексы?

2. Составьте схему признаков безусловных рефлексов.

Группа №4. (Желтая карточка).

1. Составьте схему классификации безусловных рефлексов по их значению для живых организмов.

2. Приведите примеры безусловных рефлексов.

Рассказы докладчиков.

Группа №1.

1. ВНД - это совокупность взаимосвязанных нервных процессов, происходящих в головном мозге и обеспечивают протекание поведенческих реакций животных и человека.

2. И.М. Сеченов - русский физиолог, обосновал положение о рефлекторное происхождение психической деятельности. Работа «Рефлексы головного мозга» 1863 г.

Рене Декарт впервые ввел понятие “рефлекс».

И.П. Павлов - физиолог, академик, лауреат Нобелевской премии. Работал в трех направлениях: физиология движения крови, пищеварения, высшая нервная деятельность. Изучая условные рефлексы, ученый доказал, что в основе поведения являются процессы, происходящие в коре больших полушарий головного мозга.

Группа №2.

В основе ВНД человека лежат рефлексы.

 

 

Группа №3.

Безусловные рефлексы - это врожденные относительно постоянные реакции организма на воздействие внешней среды, осуществляемые при участии нервной системы.

 

 

На II этапе создаются «экспертные» группы, в которые входят члены различных по цвету «домашних» групп. Здесь происходит обмен информацией, обсуждение ее, работа со схемами.

III этап. Возвращение учащихся в «домашние» группы, чтобы поделиться знаниями, полученными в экспертных группах.

3. Значение безусловных рефлексов. (Заполнение схемы).

 

 

3. Инстинкты. (Рассказ учителя).

- Инстинкт - врожденная форма поведения.

И.П. Павлов говорил, что инстинкты - это цепь безусловных рефлексов.

Беседа.

- Назовите инстинкты у животных.

- Есть ли разум в инстинктивной поведении животных?

- Почему пчела собирает мед в соты, где нет дна?

Поведение человека имеет осмысления. Для людей тоже характерны инстинкты. Например - половые инстинкты, забота о детей. Инстинкты имеют особенности:

- Не требуют обучения.

- Они запрограммированы.

- Это форма реагирования на окружающий мир.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Игра «Биологический футбол»

За каждый правильный ответ 1 гол, и соответственно, 1 балл.

1. Биологической основой поведения человека есть... (Деятельность головного мозга).

2. Впервые предложил слово «рефлекс»... (Р. Декорт).

3. Книгу «Рефлексы головного мозга» написал... (И. Сеченов).

3. Прирожденные, относительно постоянные реакции организма на воздействие внешней и внутренней среды - это... (Безусловные рефлексы)

4. Признаками безусловных рефлексов является ... (врожденные, видовые, наследственные, постоянные, осуществляемые нервной системой).

5. Рефлексы, обеспечивающие вдох и выдох... (Дыхательные).

6. Рефлексы слюноотделения, жевания, глотание ... (пищевые).

7. К какому виду относится рефлекс, когда младенец вздрагивает, услышав новый звук? (Защитный).

8. Как вы думаете, с чем связан хватательный рефлекс у новорожденного, характеризуется значительной силой? (Происхождением от обезьян).

9. К какому виду рефлексов относятся сужение зрачков глаз при ярком свете? (Защитный зіничний).

10. В первые месяцы жизни ребенок может, не дыша, проплывать под водой около метра. Объясните, почему. (Она 9 месяцев плавал в околоплодных водах).

V. Домашнее задание.

1. Изучить соответствующую тему с учебника.

2. Подготовить сообщение о методики И. Павлова по формированию условных рефлексов у животных.