Европейский выбор Украины было определено на этапе формирования основ внешней политики государства, он основывался на ее жизненно важных интересах, историческом стремлении украинского народа быть неотделимой частью единой Европы. Этот выбор естественно выкристаллизовался из всей предыдущей истории, менталитета и глубоких демократических традиций. Уже в 1993 г. перспективной целью украинской внешней политики было определено членство Украины в Европейских Сообществах (Европейском Союзе), а также других общеевропейских структурах.
Европейский Союз является одним из мощных мировых лидеров XXI в., своеобразным указателем для других стран мира. Пятнадцать стран Европы (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция) с населением около 400 млн. человек и ВВП 10 трлн. долларов уверенно и последовательно, хотя и не без препятствий, направляются до экономического и политического объединения и создают уникальное межгосударственное сообщество с единым гражданством, рубежом, денежной единицей, внутренней и внешней политикой. Ведется работа над созданием Конституции этого международного сообщества.
В октябре 2002 г. конвент со 105 представителей национальных правительств и парламентов стран-членов Европейского Союза обнародовал проект Конституции Европы. Им предусматривалось введение института президентства, усиление присутствия Европейского Союза на мировой арене, возможность выхода той или иной страны из состава ЕС по собственному желанию, двойное гражданство. Конституция должна действовать в течение 50 лет со времени ее принятия. Процесс принятия европейской Конституции происходил сложно. Это показал саммит Евросоюза в Брюсселе (декабрь 2003 г.), на котором из-за противоречия в подходе к принципиальным положениям этого документа (механизм голосования, структура ЕС после принятия в него 2004 года десяти новых членов) так и не был одобрен предложенный проект.
Первая Конституция Европейского Союза подписано 29 октября 2004 г. в Риме главами государств и правительств всех 25 стран. Основной Закон должен быть ратифицирован парламентами всех стран Европейского Союза, окончательный процесс ратификации может завершиться не раньше начала - середины 2006 года.
После того, как в начале 90-х годов Европейский Союз определил 13 стран, которые могут претендовать на полноправное членство в нем, зона стабильности, экономического и социального благосостояния приблизилась к украинским границам. Украина, осознавая себя неотъемлемой частью европейского пространства, также задекларировала намерение стать полноправным членом ЕС. 14 июня 1994 г. в Люксембурге было подписано, а 1 марта 1998 г. после ратификации всеми государствами - членами ЕС вступило в силу Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Союзом и Украиной. В декабре 1999 г. Европейский Совет (высший орган ЕС) утвердил общую стратегию Европейского Союза в отношении Украины. Стратегией, рассчитанной на четыре года, были заложены основы сотрудничества с государством, которое не является непосредственным претендентом на вступление в Союз. Этот программный документ хоть и не утверждал, что Украину в скором будущем пригласят стать полноправным членом ЕС, в то же время предусматривал поддержку процесса демократических и экономических преобразований в ней, ее внутренней и внешней политики, правовых основ.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, совместная стратегия определили критерии, которые в течение ближайших 10 15 лет должна достичь Украина в развитии, чтобы доказать свою готовность стать членом ЕС. Речь шла о стабильности институтов, гарантирующих принципы демократии и законности в стране, наличие рыночной экономики, эффективно функционирует, ее конкурентоспособность, готовность принять в полном объеме законодательное достояние ЕС, то есть правила игры, по которым он функционирует, - а это почти 80 тысяч страниц о нормах европейского права.
На протяжении первых тринадцати лет независимости Украины ее отношения с Европейским Союзом напоминают скорее намерения, а не соглашение о вхождении Украины до европейского политического, правового, экономического пространства. (Украине не предоставлено статуса ассоциированного члена ЕС, к чему наше государство стремилась последние годы). Для вступления в ЕС самого желание Украины или доброй воли западноевропейских стран оказалось мало, нужен цивилизованный уровень развития экономики, институтов гражданского общества, правовой и политической культуры всех слоев.
Украине в отношениях с Европейским Союзом приходится принимать во внимание, что процесс расширения ЕС не может искусственно форсироваться. Страны Западной Европы шли этим путем почти 50 лет. На нынешнем этапе реализуется уже задекларированный ранее проект трехступенчатого расширение: пополнение ЕС десятью членами в мае 2004 г. (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Мальта, Кипр, Латвия, Эстония, Литва), плюс две страны до 2007 г. (Болгария и Румыния), плюс еще одна страна примерно до 2010 г. (Турция). Затем может наступить пяти - семилетний период адаптации осуществленного расширения, и только после этого станет возможным новый раунд расширения, к которому может попасть и Украина.
Главная проблема реализации Украиной евро-интеграционной стратегии пока лежит не столько в количественных, как в качественных преобразованиях общества и экономики в целом. В течение 90-х годов все еще не сделано ощутимых шагов на пути установления верховенства права, закрепление устойчивых темпов экономического роста, преодоление коррумпированности и органически связанной с ней тонизирования экономики. Это очень важно, но еще важнее реально предотвратить новый «раунд» сращивания власти и собственности, преодоления бесконтрольности чиновничества и бюрократизма, которые, по всем признакам, существенно превосходят прежние параметры административной системы. Именно за это нас боятся пускать в Европу.
На нынешнем этапе вероятными могут быть два сценария европейской интеграции Украины:
1) составление ассоциативной соглашения;
2) реализация предложенной ЕС новой внешнеполитической концепции «Расширенная Европа - соседство: новое измерение отношений с нашими восточными и южными соседями».
По первому сценарию, Украина изменит рамки отношений с Евросоюзом благодаря установлению ассоциированных отношений, аналогичных предусмотренных в свое время европейскими соглашениями между ЕС и государствами ЦВЕ. Заключения ассоциированного соглашения не приведет автоматически к членству в ЕС, однако покажет реальную перспективу его приобретения в недалеком будущем.
Второй сценарий предусматривает, что Украина будет углублять отношения с ЕС в рамках ново-разработанной европейской концепции. В марте 2003 г. Европейская комиссия в соответствующем послании утвердила новые принципы отношений на ближайшие десять лет со странами, которые с 1 мая 2004 г. должны с Европейским Союзом общие границы, и с теми, членство которых в ЕС пока не планируется. Этот сценарий закрепляет имеющиеся рамки отношений, и его реализация сделает невозможным в течение следующих лет обсуждения перспективы членства Украины в Евросоюзе.
Более вероятным является второй сценарий, который предусматривает закрепление и развитие достигнутого уровня двусторонних отношений. Властным структурам предстоит активизировать свои действия для развития этих отношений, что на сегодня предусматривают, с одной стороны, вхождение Украины до европейского политического, правового, экономического пространства, а с другой - определение политики ЕС относительно Украины, поддержку государствами Европы стратегии интеграции Украины в ЕС.
Начало XXI в. поставил Украину перед необходимостью определиться с рядом проблем. Среди них - способность підгримувати высокую репутацию в Совете Европы, полноправным членом которой она стала 9 ноября 1995 p., подписав Европейскую конвенцию по правам человека и Устав Совета Европы. Членство Украины в СЕ дало ей возможность быть непосредственно вовлечен в выработку общей политики европейских государств, способствовать созданию общеевропейской правовой и культурного единства. Кроме того, вступление в Совет Европы дал возможность нашему государству использовать проверенный десятилетиями опыт европейских государств в процессе демократизации общества, преобразований правовой системы, приведении национального законодательства в соответствие с международными нормами и стандартами.
Вступление Украины в Совет Европы показал высокую оценку европейским сообществом политических и экономических реформ, осуществленных нашим государством за сравнительно короткое время. Однако Украине неоднократно приходилось защищать свою репутацию в Совете Европы, отношения с этой международной организацией находятся в перманентном напряжении. Совет Европы постоянно и небезосновательно констатирует промедление с принятием законов, нарушение демократических свобод и прав человека в Украинском государстве.
Отношения Украины с НАТО определяются участием в Программе «Партнерство ради мира» (Индивидуальная программа партнерства Украины с НАТО было принято весной 1996 p.), Хартией об особом партнерстве, подписанной 9 июля 1997 г. в Мадриде, а также Государственной программе сотрудничества Украины с НАТО в 2004 p., утвержденной Указом Президента Украины от 27 января 2001 г. Динамика этих отношений ощутимо снизилась в конце 90-х годов XX в. в связи с кризисом в Югославии. То, как НАТО повела себя в условиях этого кризиса, наглядно показало, что Европа уступила правовыми и этическими нормами в пользу применения силы, бомбардувавши военные и стратегические объекты на территории Югославии. Властные структуры Украины, политические силы всех направлений единодушно осудили военные бомбардировки югославской территории, правда, обнаружив различные подходы к отношениям с альянсом в дальнейшем.
Напомним, что Североатлантическим договором, который подписан в Вашингтоне 4 апреля 1949 p., основан альянс (НАТО), призванный обеспечить коллективную оборону его членов. Государствами-членами НАТО являются Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Германия, Норвегия, Польша, Португалия, Соединенные Штаты Америки, Турция, Венгрия, Франция, Чехия.
По мере урегулирования югославского кризиса, уменьшения ее остроты отношения Украины с НАТО начали возвращаться в прежнее русло, что показали официальные визиты в Киев Генерального секретаря НАТО Джорджа Робертсона в феврале 2000 г. и в июле 2002 г., во время которых ресниц подтвердил отношение альянса к Украине как к одному из ключевых элементов системы безопасности в Европе. Украина обнаружила стремление принять непосредственное участие в реализации пакта стабильности на Балканах и проекте создания европейских сил быстрого реагирования.
В конце мая 2002 г. Совет Национальной Безопасности и Обороны Украины под председательством Президента государства принял решение о начале процесса, целью которого является вступление Украины в НАТО.
На Пражском саммите Североатлантического альянса (ноябрь 2002 г.) было объявлено об официальном приглашении семи новых стран - Словении, Словакии, Болгарии, Румынии, Литвы, Латвии, Эстонии к НАТО. В апреле 2004 года эти страны стали полноправными членами Североатлантического альянса. На этом саммите на заседании комиссии НАТО - Украина принято два документа: план действий НАТО-Украина и целевой двусторонний план действий на 2003 г. Реализация этих документов выводит отношения Украины с альянсом на качественно новый уровень. В то же время в Украине сложилось инертное, а порой негативное отношение не только политических сил, разных властных структур, но и значительной части населения к провозглашенного курса на сближение с НАТО, что затрудняет реализацию плана. Начало XXI в. поставил перед государственной властью дилемму: или согласовать свой стратегический курс с настроениями соотечественников, или убедить своих граждан в целесообразности углубления сотрудничества с Североатлантическим альянсом.
Украина последовательно стремится поддерживать тесные отношения с США как мощной сверхдержавой, статус которой определяется ее экономическим и военным могуществом, влиянием на международные финансовые организации, лидерство в разработке и внедрении новейших технологий. Однако наладить партнерские и доверительные отношения с США удалось не сразу. В первые годы независимости Украины давали о себе знать определенная настороженность Вашингтона в отношениях с Киевом, доминирование в украинско-американских отношениях стереотипов прошлого, сомнения части американского истеблишмента относительно способности Украины проводить собственную, независимую от кого политику. Такие настроения удалось преодолеть только после того, как Украина на практике доказала, что она является предсказуемым и последовательным партнером. В значительной степени этому способствовали конкретные шаги нашего государства в деле ядерного разоружения. Именно тогда США начали рассматривать Украину как важный фактор безопасности и стабильности в Европе.
От 1996 г. украинско-американские отношения достигли уровня стратегического партнерства, внимание к Украины во внешней политике США постоянно росла. Это партнерство стало весомым фактором евроатлантической стабильности и безопасности, важным элементом создаваемой новой архитектуры безопасности в XXI в. Своеобразным итогом этого этапа развития отношений между нашими странами стал визит Президента США Б. Клинтона в Украину 5 июня 2000 г. Впервые в истории двусторонних отношений президенты Украины и США подписали совместное заявление, согласно которому стороны приняли на себя обязательства углублять стратегическое партнерство.
Однако в сфере экономических отношений американский капитал проявлял интерес к украинскому рынку только из соображений сегодняшней выгоды. Поставки товаров из Украины в США составляет 3,8 процента, импорт - 3,4 процента ее внешнеторгового оборота. Хотя США и занимают первое место среди иностранных инвесторов в экономику Украины, но это значительно меньше за американские инвестиции в другие страны. Только в Польшу США вложили около 6 млрд. долл. И именно США сыграли ведущую роль в существенном ограничении внешнего финансирования Украины. Крайне нужны в Украине во время острого финансового кризиса заимствования было получено с большим опозданием. Горячо одобрили США выход Украины из «ядерного клуба»: одним росчерком пера Украину, после определенного ее сопротивления, вычеркнули из ядерных держав мира, в котором, как показывает опыт, в том числе и последнего времени, сила является самым убедительным аргументом.
Объективно Соединенные Штаты Америки заинтересованы (и это соответствует их стратегическим интересам) в том, чтобы Украина развивалась как демократическая страна, вошла в европейские структуры как государство - партнер, сохраняла независимость. С приходом к власти в 2000 г. нового Президента США Джорджа Буша младшего новая администрация США объявила о намерении проводить в отношении Украины прагматичную линию, которая должна зависеть от политической стабилизации и успеха экономических реформ в ней. По словам Кондолизы Райс, советника Президента США по вопросам национальной безопасности, США не рассматривают Украину как мост между Россией и Европой, но отмечают особую роль Украины как большого европейского силы, а кроме того, для европейской стабильности важны добрые отношения Украины и России, учитывая схожесть их судеб.
В 2002 г. украинско-американские отношения резко ухудшились. Администрация Президента США обвинила Украину, которая декларировала стратегическое партнерство с ними, в попытке продать радарные установки «Кольчуга» Ираку, которого США объявили своим врагом. Расследование относительно возможной поставки в Ирак комплекса «Кольчуга», заявления руководителей Украины по этому поводу Вашингтон не убедили. Марк Галлін, директор отдела Европы, Молдовы и Беларуси, пояснил позицию американского правительства так: «Восстановление доверия между США и Украиной потребует немало времени - здесь многое зависит от Украины, от ее готовности к широкому сотрудничеству. Мы не считаем резонанс, вызванный ситуацией вокруг «Кольчуги», кризисом широкого спектра украинско-американских отношений. Они, как и раньше, остаются важными для США». В конце концов факт продажи Ираку радарной установки не подтвердился.
От самого начала независимого существования Украина ориентировалась на тесное сотрудничество с западноевропейскими государствами, прежде всего с Германией.
26 декабря 1991 г. Федеративная Республика Германия одной из первых признала Украину. Дипломатические отношения между Украиной и ФРГ установлено 17 января 1992 г. Однако на то время Германия решала сложную задачу - пыталась «привязать» к Европе Россию и сквозь призму этих отношений, как это делали и США, она рассматривала свои отношения с Украиной. Лишь с конца 1992 г. отношения с Украиной стали рассматриваться в ФРГ как отдельное и самостоятельное направление внешней политики. В 1993 г. состоялся визит в Киев Федерального канцлера ФРГ Гельмута Коля, в ходе которого была подписана совместная декларация об основах отношений между Украиной и ФРГ, а также ряд двусторонних соглашений. Для Украины это стало важной моральной поддержкой. Ведь именно Германия как политический и экономический лидер среди западноевропейских стран может существенно поддержать Украину в ее стремлении к европейской интеграции. Группой немецких экономистов была разработана программа «Украина: экономические реформы за 1000 дней», одобренную правительством Украины. Германия выразила намерение выделить средства для компенсации оплаты труда тех, кто в годы Второй мировой войны принудительно работал на ее территории.
Традиционными стали украинско-немецкие консультации на высшем уровне. 28-29 мая 1998 г. в Бонне состоялись первые украинско-немецкие межправительственные консультации под председательством Президента Украины Л. Кучмы и Федерального канцлера Германии Г. Коля. Во время консультаций в июне 2000 г. в Лейпциге в декабре 2001 г. в Киеве и в марте 2004 г. в Берлине был обсужден широкий круг проблем., в частности, внешнеполитического и культурного сотрудничества, экономического и финансового сотрудничества, перспективы дальнейшего сотрудничества в сфере сельского хозяйства, экологии, ядерной энергетики, военного и военно-технического сотрудничества, борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью. Консультации подтвердили жизнеспособность и эффективность начатой предыдущим правительством ФРГ качественно новой формы двусторонних отношений и засвидетельствовали рост взаимного доверия и практическую готовность сторон к углублению сотрудничества в различных сферах.
В политической и экономической сфере перспективным представляется сотрудничество со странами «большой семерки» и другими государствами Западной Европы.
От времени признания Украины (31 декабря 1991 г.) и установление дипломатических отношений (10 января 1992 г.) Великобритания рассматривает Украину как государство, призванное играть ключевую роль в поддержании стабильности не только в регионе Центральной и Восточной Европы, но и на европейском континенте в целом. Плодотворно развивается сотрудничество в военно-технической сфере. Сотрудничество с влиятельными британскими компаниями с целью привлечения стратегических британских инвестиций в экономику Украины и в настоящее время остается приоритетным направлением украинско-британского торгово-экономического сотрудничества. Между Украиной и Великобританией заключено 21 соглашение и договор о принципах отношений и сотрудничестве. В июле 1999 г. оформлено правопреемство Украины по десяти заключенных между бывшим СССР и Великобританией соглашений о сотрудничестве в различных сферах.
Италия признала независимость Украины 28 декабря 1991 г. Дипломатические отношения установлены 29 января 1992 г. Поскольку Италия входит в состав «большой семерки» и Европейского Союза, налаживание тесного сотрудничества с ней существенно способствует укреплению позиций Украины на международной арене и, в частности, в европейском политическом пространстве. Процесс становления украинско-итальянских отношений характеризуется постепенной активизацией двустороннего политического диалога, расширением экономического сотрудничества и культурных связей.
Отношениям с Канадой принадлежит приоритетное место во внешней политике Украины, что обусловлено современным политическим и экономическим значением Канады как государства «большой семерки», а также историческими и этнокультурными факторами. Формирование основ межгосударственных отношений с этой страной началось еще задолго до провозглашения независимости Украины, поскольку на территории Канады живет значительная часть украинского этнического населения. С начала 90-х годов поддержка Канадой независимости Украины набирает активных форм, а 2 декабря 1991 г. Канада первой из западных государств признала суверенитет Украины и заявила о намерениях развивать полноценные двусторонние отношения на паритетной основе. Дипломатические отношения между Украиной и Канадой установлен 27 января 1992 г. Дальнейшее развитие отношений между Украиной и Канадой можно определить как поступательное. Канада сыграла активную роль в консолидации усилий международного сообщества (в рамках «большой семерки»), направленных на решение проблем, связанных с ликвидацией последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Франция признала независимость Украины 27 декабря 1991 p., дипломатические отношения между обеими странами установлен 24 января 1992 г. Для Украины отношения с Францией - ведущим государством Европы и одним из лидеров европейского строительства - важный фактор европейской и трансатлантической интеграции. Между странами подписано 36 двусторонних документов, 26 из них - о сотрудничестве в экономической, научно-технической, культурной и военной областях.
Япония признала независимость Украины 28 декабря 1991 г. Дипломатические отношения установлены 28 января следующего года. В январе 1993 г. в Киеве начало работать Посольство Японии. Приоритетным в спектре двусторонних отношений является торгово-экономическое сотрудничество. Япония включила Украину в национальную генеральную систему преференций, открыла кредитования японского экспорта в Украину. Украине было предоставлено 117 млн. долларов безвозмездной помощи, а в целом кредитная помощь составляла 200 млн. долларов. Япония наряду с финансовыми взносами в фонд объекта «Укрытие» регулярно организует программы для украинских специалистов по ядерной безопасности и направляет японских специалистов в Украину. Со своей стороны, наше государство поддерживает стремление Японии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН.
Важной составляющей внешнеполитической деятельности Украины с первых лет ее независимости стало участие во всемирных международных организациях. Усилия Украины в этом направлении сосредоточивались прежде всего на реализации задач, проистекающих из Конституции государства и программных внешнеполитических документов. Это использование средств многосторонней дипломатии для защиты национальных интересов Украины, укрепления гарантий его независимости и территориальной целостности, привлечение необходимых средств для осуществления рыночных реформ, стабилизации экономики, ускорение ее интеграции в мировую хозяйственную систему.
До восстановления Украиной независимости ООН была едва ли не единственной трибуной, с которой украинский народ мог донести международному сообществу информацию о себе. Несмотря на то, что независимая Украина стала членом 66 международных организаций, участницей международных форумов, важность роли ООН для нее не уменьшилась. Украина имела в ООН активную позицию и сделала существенный вклад во все сферы ее деятельности, в частности в дело поддержания международного мира и безопасности, урегулирования конфликтов, укрепления режима нераспространения ядерного оружия, разоружения и контроля над вооружением, экономического и социального развития, уважения прав и свобод человека, соблюдения основополагающих норм и принципов международного права. Украина также активно способствовала ликвидации апартеида и урегулированию палестинского вопроса. Понимая необходимость обновления созданной более полувека назад организации, ее адаптации к проблемам современности, Украина стала одним из инициаторов и активных проводников реформирования ООН. Подтверждением авторитета Украины в этой международной организации стало, в частности, избрание ее представителя в 1997 г. Председателем 52-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Украину также был избран в состав непостоянных членов Совета безопасности ООН в 2000-2001 г., что показало рост ее роли как активного и влиятельного участника глобальных и региональных процессов современности, повышение ее политического авторитета и укрепления международных позиций. Одна из важных задач, что его наше государство ставит перед собой в ООН, - повышение экономической отдачи от участия в деятельности организации, расширение и активизация консультативной, технической и финансовой помощи со стороны органов, фондов, программ, специализированных учреждений ООН с целью решения неотложных вопросов экономического развития и обеспечения социальной защиты населения, ускорения интеграции экономики Украины в европейское и мировое пространство.