Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРА

УКРАИНА В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КООРДИНАТ

4. Украина - государства Центральной и Восточной Европы

Параллельно с европейским и евроатлантическим развивался и региональное направление внешней политики Украины. Усилия Украины как одного из государств центра и востока Европы направлялись на развитие европейского регионального сотрудничества во всех сферах с целью укрепления государственной независимости и эффективного обеспечения национальных интересов. Активизация сотрудничества на региональном уровне была важной еще и потому, что оно для Украины является одним из реальных путей к новой Европы. С одной стороны, огромной ценностью для Украины стал приобретенный странами Центральной и Восточной Европы евроинтеграционный опыт. С другой стороны, укрепление лидерских позиций Украины в регионе создало условия для использования сотрудничества с европейскими и евроатлантическими структурами, утверждение в роли соединительной и синхронизирующего звена между Востоком и Западом. Именно поэтому региональное измерение всегда был и остается одним из приоритетов внешней политики Украины.

В последнее время после длительного обоюдного равнодушия положительные сдвиги, хотя и не так активно, как того требуют реальные обстоятельства, происходящие в отношениях Украины с государствами Центральной и Восточной Европы, странами Вышеградской четверки (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия). Вышеградская группа была создана в феврале 1991 г. в результате встречи лидеров Польши, Венгрии и Чехословакии, с распадом последней трансформирована в Вышеградскую четверку.

Страны Вышеградской четверки, во-первых, для Украины соседями, с которыми она исторически имеет дружеские и партнерские отношения, во-вторых, является примером успешного продвижения к членству в Европейском Союзе. И Украина, и страны Вышеградской четверки придают важное значение развитию межрегионального и трансграничного сотрудничества. Такое сотрудничество рассматривается сторонами как составляющая общего европейского интеграционного процесса.

Динамизмом и интенсивностью регулярных контактов обозначаются отношения Украины и Польши, признаны аналитиками за фундамент стабильности в регионе ЦВЕ. Этому способствуют географическая, культурная, историческая близость наших народов. Такие тесные отношения получили выражение в формировании стратегического партнерства между двумя странами.

18 мая 1992 г. подписан полномасштабный межгосударственный договор о добрососедстве, дружеские отношения и сотрудничество. Этот документ стал правовой основой формирования качественно новой системы всесторонних отношений между двумя государствами на длительную перспективу. Углубляется трансграничное сотрудничество, которое приобрело практическое воплощение в создании международной ассоциации «Карпатский Еврорегион», в который вошли соответствующие регионы Польши, Венгрии, Румынии, Словакии (ассоциированный член) и четыре области Украины - Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская и Черновицкая.

В отношениях между украинским и польским народами утверждается принцип отказа от взаимной враждебности и недоверия, которым было обозначено историю «тяжкого братства» (так назван документальный фильм, созданный в Польше), и перехода на путь цивилизованного сотрудничества. Именно на это направлено Декларацию об украинско-польском примирении, подписанное президентами двух стран. Тесными стали сотрудничество между Украиной и Польшей в международных организациях, а также взаимодействие в реализации стратегического курса двух стран на интеграцию в европейские и евроатлантические структуры. Правда, Польша в этом процессе значительно опережает Украину: она уже член НАТО и 2004 г. вступила в ЕС. Вхождение Польши в Европейский Союз поставило перед украинско-польскими отношениями новые проблемы, решение которых требует совместных усилий.

Взаимоотношения Украины с Венгрией стабильно развивались по восходящей. Эта страна одной из первых признала государственную независимость Украины. С декабря 1991 г. установила с Украиной дипломатические отношения, первой открыла в Украине свое посольство. 6 декабря 1994 г. между обеими странами заключен договор об основах добрососедства и сотрудничества. Значительная роль в двусторонних украинско-венгерских отношениях отводится сотрудничеству в евро-интеграционной сфере. Венгрия активно способствовала вступлению Украины в Совет Европы. Успешно развивается сотрудничество с военных и правоохранительных вопросов.

Как добрососедские и дружеские, можно оценить также отношения Украины с Чехией, хотя между ними и нет непосредственной границы. Чехия занимала одно из важных мест в комплексе приоритетов внешней политики Украины. Геополитическое положение двух стран обусловливает наличие у них общих «европейских интересов». Чешская Республика в составе ЧСФР признала независимость Украины 8 декабря 1991 г. и установила с ней дипломатические отношения 30 января 1992 p. После распада ЧСФР Украина одной из первых признала Чешскую Республику и установил 1 января 1993 г. с ней дипломатические отношения. 26 июля 1996 г. вступил в силу межгосударственный договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между двумя государствами.

В Украине всегда сохранялась внимание к процессу политических и экономических преобразований, становления институтов гражданского общества, стратегического курса чешского государства. Украина поддержала стремление Чехии войти в НАТО, хоть и выступила против размещения на территории этой и соседних центральноевропейских стран, в которых приняты в альянс, ядерного оружия. Украина заинтересована в поддержке со стороны Чехии своих усилий, направленных на интеграцию в ЕС и вступление в НАТО, в повышении эффективности торгово-экономических отношений.

Между Украиной и Словакией сложилось экономическое и культурное сотрудничество, которое имеет все основания для динамичного развития, а именно: общие границы, глубокие исторические га культурные связи обоих народов; сходство образа жизни, ментальности, фольклора, отсутствие взаимных территориальных претензий, традиционные хозяйственные связи, взаимодополняемости национальных экономик, существование украинского национального меньшинства в Словакии и словацкой в Украине. Кроме того, обе страны избрали путь реформирования экономики на рыночных началах, построения демократического государства, стремятся к интеграции в европейские структуры.

Украина одной из первых стран мира уже 1 января 1993 г. признала государственную независимость Словацкой Республики. В июне того же года в Киеве был подписан Договор о добрососедстве, дружеские отношения и сотрудничестве между Украиной и Словацкой Республикой. Украине отводится важное место во внешней политике Словакии. Для Словакии Украина стала серьезным торговым партнером. В течение 2000-2001 г. совместными усилиями удалось остановить негативные тенденции предыдущих лет в сфере торгово-экономического сотрудничества между двумя государствами. Так, торговля товарами и услугами между двумя странами за 2001 г. составила около 440 миллионов долларов США, что на 8 %, или на 30 млн. долларов больше, чем за 2000 г. Положительная тенденция внешней торговли сохранилась и в последующие годы. Словакия действиями подтверждала дружеское отношение к Украине.

Президентом Словакии на последних выборах избран Ивана Гашпаровича. в 2004 году страна стала членом Европейского Союза и членом НАТО. Опыт интеграции Словакии в европейские и евроатлантические структуры внимательно изучается в Украине.

Сотрудничество Украины и стран Вышеградской четверки сосредоточено не только в плоскости современности. Большое внимание уделяется общей задачей, касающиеся перспектив объединения Европы. Продолжается обмен мнениями о подготовке к новых требований, возникших после присоединения четверки в ЕС. Один из важнейших вопросов - установление между Украиной и странами Вышеградской четверки упрощенного визового режима. Именно этот вопрос является ключевым.

Успешно развиваются отношения Украины с Болгарией.

Украинско-болгарские отношения не омрачаются ни территориальными претензиями, ни историческими образами, хотя в стране периодически возникает политический кризис; слишком сказался длительный экономический спад, с которым эта страна столкнулась несколько лет назад. И в течение последних лет внутренний валовой продукт Болгарии имеет тенденцию к росту. Близость интересов в Черноморском и Придунайском регионах определяет место Болгарии на балканском направлении внешней политики Украины. Украину и Болгарию объединяют этническая, языковая и религиозная близость, традиционные экономические, торговые и культурно-исторические связи. 5 декабря 1991 г. Болгария признала Украину как независимое государство, а 13 декабря того же года между обеими странами установлены дипломатические отношения. Главным документом, который определяет важнейшие направления украинско-болгарского сотрудничества, является Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Украиной и Болгарией от 5 октября 1992 г. Причем курс на стратегическое партнерство с Украиной подтверждали все правительства Болгарии независимо от их партийного состава и политической ориентации. Победа на парламентских выборах (август 2001 г.) Национального движения, возглавляемого бывшим царем Симеоном II, который стал премьер-министром и избрания президентом Болгарии лидера социалистов Г. Пырванова, создали нестандартную ситуацию в этой стране. Однако политическая программа Национального движения существенно не отличается от программы союза демократических сил. Это вступление Болгарии в ЕС и НАТО, борьба с коррупцией, реформа законодательства.

Едва ли не самое сложное развиваться отношения с Румынией. Место Румынии в внешнеполитической деятельности Украины обусловлено многими факторами, прежде всего общей границей (свыше 600 км.) и широкими возможностями в налаживании сотрудничества. 8 января 1992 г. Румыния признала государственную независимость Украины, а уже 1 февраля 1992 г. установлены дипломатические отношения между обеими странами.

На начальном этапе становления новейших украинско-румынских отношений имели место попытки выдвижения к Украине территориальных претензий, заметно активизировалась пропаганда так называемого исторического права Румынии на некоторые украинские земли. Несмотря на эти ускладнювальні моменты, после двухлетнего переговорного процесса 2 июня 1997 г. подписан Договор об отношениях добрососедства и сотрудничества между Украиной и Румынией. Договор заложил правовой фундамент двусторонних отношений. Обе стороны отказались от взаимных территориальных претензий и подтвердили суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность своих границ.

Согласно договору Северная Буковина и остров Змеиный в Черном море навсегда остались в составе Украины. Кроме того, оговорено отдельно решить вопрос о разграничении шельфа.

Процесс этот проходит сложно. Летом 2004 года обострились украинско-румынские отношения по поводу строительства судоходного канала Дунай - Черное море в украинской части дельты Дуная.

Современная Украина настойчиво ищет свое место в новом геополитическом пространстве, как и ответы на судьбоносные, нередко противоречивые вопрос: быть внеблоковым или нейтральным государством, осуществлять многовекторную или двухвекторную политику, а также стоит ли рассчитывать на стратегических партнеров.

Осуществляя внешнюю политику, Украина стремилась выделить страны, которые могли бы стать для нее стратегическими партнерами. В последние годы провозглашены стратегическими отношения Украины с 19 странами мира. По международным критерием стратегическое партнерство - это, во-первых, наличие принципиально важной для стран - партнеров общей стратегической цели, во-вторых, наличие адекватных взглядов по ключевым проблемам международной политики, глобального и регионального развития. Учитывая эти критерии Украине целесообразно иметь отношения стратегического партнерства максимум с тремя-пятью государствами. По выводам экспертов, до стран, сотрудничество с которыми имеет для Украины стратегическое значение, можно отнести прежде всего Россию, Соединенные Штаты Америки, Германию и Польшу, причем с Польшей стратегическое партнерство начало приобретать равнозначного характера, а не асимметричного, как с первыми тремя странами.

Постепенно властные структуры в Украине начали склоняться к целесообразности наполнения содержанием отношений с государствами, стратегическое партнерство с которым определено соответствующими соглашениями, к углублению с ними политического диалога, экономического, военного и военно-технического сотрудничества.

В вопросе о месте и роли Украины в новом геополитическом пространстве общественное мнение смещалась от абсолютизации особого геополитического положения страны к всестороннему расширению возможности ее активного участия в развитии системы международных отношений. Перспективы становления Украины как активного дееспособного субъекта международных отношений стали связываться с ее объективной заинтересованностью и геополитическим обязанностью участвовать в трансформации европейского геополитического пространства с гармонизацией взаимосвязей между Западом и Востоком.

На начало XXI в. во внешней политике Украины как на восточном (точнее северо-восточном), так и на западном направлении наступил новый этап. Обнаружились признаки переориентации украинской внешней политики на Восток в виде нормализации украинско-российских отношений в соответствии с экономических потребностей и реальных возможностей обеих стран. Наоборот, в отношениях с Западом обозначилось определенный регресс, особенно вследствие «кассетно-кольчужного скандала», когда были обнародованы расшифровки диктофонных записей в кабинете главы государства, тайно сделанных одним из офицеров Службы безопасности Украины.

Перед Украиной встала задача найти эффективный путь для реализации своих интересов, предоставить для этого нового дыхания украинско-российскому стратегическому партнерству, сделать более прагматичной, ориентированной на экономический результат европейскую политику, активизировать свои отношения с Североатлантическим альянсом и, наконец, наладить активный и конструктивный диалог с Соединенными Штатами Америки.

Каким же может быть сценарий геополитического будущего Украины? Украина будет стремиться интегрироваться в европейские и евроатлантические структуры параллельно с равноправным партнерством с Россией в экономической сфере, сближением последней с Западом. Этот сценарий - самый рациональный и для Украины, и для России. Его реализация будет зависеть от способности выстраивать свою, ориентированную только на собственные интересы внешнюю политику (по примеру Швеции или Финляндии), которая могла бы стать влиятельным фактором создания механизма оптимальной модели безопасности для Европы XXI в.

Выбор стратегии внутренней и внешней политики Украины должно дополняться гибкой тактикой и сильной политической волей по реализации выдвинутой цели. Любая стратегия, любой план не могут осуществиться сами собой. Нужны целеустремленные, решительные действия властных структур (Президента, правительства, Верховной Рады), поддерживаемые обществом и направлены на то, чтобы преодолеть неблагоприятный ход политических, экономических и социальных процессов и не только вывести Украину из кризиса, но и учитывая вызовы глобализации, сделать политически стабильной, экономически мощной, независимой державой, уверенно прокладывает путь в XXI в.

Современная Украина - наследница Киевской Руси - могущественного, сильного государства. Речь идет о восстановление на качественно новом уровне и в новом временном измерении центральноевропейской государства с организмом новой украинской политической нации.