Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политология

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ МИРА

УКРАИНА В СИСТЕМЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КООРДИНАТ

2. Евразийская парадигма: Украина - Россия. Украина - Беларусь. Украина - Молдова. Содружество Независимых Государств

Важным внешнеполитическим задачей стало развитие стратегического партнерства с Россией. Характеризуя отношения Украины и России, следует исходить из того, что успешное их развитие зависит от перевода двусторонних отношений в русло стабильного сотрудничества на основе норм и принципов международного права. На сегодня процесс этот происходит медленно, противоречиво. Прежде всего это сказывается на экономической сфере. Россия - ведущий торговый партнер Украины, который потребляет пятую часть (20,7 процента) ее товаров. Импорт российских товаров в Украину составляет 47,2 процента. Украина традиционно была и является крупнейшим потребителем российского газа в Европе. Если Европа ежегодно потребляет 110-120 млрд. куб. м. российского газа, то только одна Украина через технологическую отсталость ее производства - 55-60 млрд. куб. м., тратя на это 5 млрд. долл. Таким образом, даже при условии диверсификации источников энергоснабжения Украины Россия остается для нее самым мощным из них. Страдая от острой нехватки энергоресурсов и нуждаясь гарантированного рынка сбыта продукции, Украина оказалась в экономической зависимости от России, которой был поставлен вопрос о передаче ей за долги части украинской государственной собственности. Программа экономического сотрудничества Украины и Российской Федерации на 1998 - 2007 г., многочисленные соглашения по экономическим вопросам до сих пор не получили широкого практического воплощения, хотя последнее время отмечен конструктивными подходами правительств двух стран к решению непростых проблем экономического сотрудничества.

Речь идет, в частности, о достигнутой в августе 2004 г. соглашение между президентами Украины и России, по которому Россия перейдет к уплате НДС за энергоносители по стране назначения.

Поставки нефти и газа в Украину для России стало рычагом не только экономического, но и политического давления. Однако постепенно произошло смягчение российской позиции относительно украинских газовых долгов. Главы правительств двух стран подписали межправительственное соглашение, которым урегулированы эту проблему, а также соглашение о создании украинско-российско-немецкого газового консорциума. Ведь России самой невыгодно запечатлеть в сознании украинцев образ своей страны как неумолимого ростовщика. Параллельно Россия не отказывается от проникновения в украинскую экономику, что даст возможность изнутри диктовать Украине свою политическую волю.

Подписанный в 1997 г. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве Украины с Россией открыл возможности для установления между ними в политической сфере дружеских, партнерских отношений как равноправных суверенных государств, который, по словам тогдашнего министра иностранных дел России Игоря Иванова, не только отражает объективные реалии, но и устремлен в будущее, к развитию добрососедского взаимного сотрудничества в XXI веке.

Существенное влияние на украинско-российские отношения оказывает внутриполитическая ситуация в самой России. После отставки в конце 1999 г. Президента Российской Федерации Бориса Ельцина и избрание новым Президентом Владимира Путина страна вступила в качественно новый этап своего развития, особенность которого - в стремлении Президента России восстановить сильное централизованное государство, претендующее на роль одного из полюсов силы в мировой геополитике.

Выборы в Государственную Думу России (декабрь 2003 г.), перевыборы в начале 2004 г. на новый срок. Путина показали, что, укрепив свои позиции в Думе, российский Президент стал единственной реальной политической силой в России. Именно он определяет магистральные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации.

Жесткая линия во внутренней политике России сказывается на отношениях со странами СНГ (Украина не является исключением). Подход российского руководства на всех уровнях исполнительной власти, а также на уровне субъектов хозяйственной деятельности в отношениях с Украиной стал прагматичнее и жестче.

Не изменилось в России отношение к Украине на уровне массового сознания. Около 70 процентов граждан России рассматривают Украину не как независимое государство, а как временное государственное образование, которое рано или поздно окажется в рамках Российской Федерации. Такие настроения подпитываются и выступлениями части российских политиков, и трудами ученых, которые исследуют геополитические проблемы России. Заметное влияние на формирование русского национального сознания в досоветское время произвели, в частности, труды А. Дугина, в которых отстаивается мнение о том, что суверенитет Украины является крайне негативным явлением для российской геополитики, потому что легко может стать причиной вооруженного конфликта, что самостоятельная Украина является опасной для всей Евразии и стратегически она должна быть под исключительным протекторатом Москвы, а следовательно, абсолютным императивом российской геополитики на Черноморском побережье может быть только тотальный и ничем не ограниченный контроль Москвы, в том числе и на украинском участке. Аналогичные идеи выдвигают как единомышленники О. Дугина, так и авторы умеренных доктрин (в частности К. Гаджиев), согласно которым Россия является одновременно и средним пространством между Европой, Дальним Востоком и мусульманским миром, и осью группировки стран и народов на постсоветском пространстве, центром их притяжения. Такие произведения призваны укрепить убежденность россиян в второстепенной роли Украины, которой предстоит подчиниться каком-то глобальном центра, под которым, конечно, имеют в виду Россию, и выполнять роль форпоста внешнеполитических и внешнеэкономических интересов последней. В таких геополитических конструкциях Украине отведена роль страны, через которую с Запада на Восток должны продвигаться новейшие технологии, а с Востока на Запад - стратегические ресурсы.

Россия постепенно поняла, что ей не обойтись без Украины для реализации своих геополитических задач. В Украине также начали осознавать, что не стоит пренебрегать сотрудничество с Россией, в частности в военно-технической сфере, где Россия является главным экспортером. После лет свертывания экономических отношений объемы торговли между обеими странами начали расти. Укреплению этой тенденции должны служить подписанные в начале 2001 г. в Днепропетровске президентами Украины и России соглашения, направленные на расширение сотрудничества в области ракетно-космической и авиационной техники и восстановление единой энергосистемы.

По определению экспертов, украинско-российские отношения - это отношения двух равноправных суверенных государств, которые на основе норм международного права пытаются по возможности расширять сферы сотрудничества и сужать сферу конфронтации. В январе 2003 г. президенты двух государств подписали в Киеве Договор между Украиной и Российской Федерацией об украинско-российскую государственную границу, а в декабре того же года - Договор между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Тем самым было снято так называемую проблему косы Тузла.

В ближайшее время украинско-российские отношения станут более важными в Европе, вырастет их геополитическое значение, потому что на их примере будут отрабатываться новая модель отношений между независимыми государствами, их совместное вхождение в Европу.

На севере полесские земли Украины граничащих с Республикой Беларусь. Отношения с ней стали одним из приоритетных направлений внешней политики Украины, что обусловлено и наличием общей границы (1071 км.), и развитыми двусторонними связями между обеими странами. В двусторонних украинско-белорусских взаимоотношениях доминирует конструктивный подход, направленный на развитие добрососедских, взаимовыгодных отношений, повышения эффективности торгово-экономического сотрудничества.

Как и Украина, Республика Беларусь, преодолевая экономические трудности, постепенно реформирует свою экономику на рыночных началах. Однако, в отличие от Украины, Беларусь не имеет устаревших отраслей тяжелой индустрии: после войны здесь динамично развивались радиоэлектроника, транспортное машиностроение, химическая промышленность, нефтепереработка и т.д. В то же время, практически не имея завершенных производств, соседнее государство больше зависит от российского рынка, кооперативных связей, что создает условия для интеграционных процессов.

Украинско-белорусское сотрудничество развивается без особых проблем и в разных отраслях. Подписан Договор о совместном государственную границу между обеими странами. В общем совпадают стратегические интересы двух государств, что подтвердил и широкомасштабный Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, несколько десятков двусторонних соглашений, которые составляют нормативно-правовую базу украинско-белорусских отношений. Украина стремится выработать сбалансированную стратегию в отношении Беларуси, которая, с одной стороны, будет отвечать геополитическим интересам Украины, а с другой, будет способствовать углублению демократии в соседнем государстве.

Россия и Беларусь, как тесно сплетены друг с другом в рамках СНГ, стали на путь создания союзного государства, войти к которой побуждают и Украину. Украина же отдает приоритет экономическим связям - основе углубления сотрудничества трех братских славянских народов. Конструирование отношений России с Украиной и Беларусью является одним из самых серьезных испытаний российского общества на демократизм и способность органично войти в мировое сообщество на основе соблюдения общепринятых норм международных отношений.

Украина и Молдова во многом имеют и близкие геополитические интересы, и подобные проблемы: Украина - в Крыму, а Молдова - в Приднестровье. Руководители Молдовы неоднократно подчеркивали, что партнерские связи с Украиной имеют для них стратегическое значение. Украина также имеет заинтересованность в том, чтобы отношения с соседним государством развивались комплексно, динамично. Чисто экономический интерес усиливается геополитическим положением Молдовы, наличием там многочисленной украинской диаспоры (только в Приднестровье живет более 200 тыс. этнических украинцев).

Для нормализации обстановки в регионе чрезвычайно важное значение имеет Меморандум об урегулировании конфликта в Приднестровье, подписан при активном участии Украины.

Летом 2000 г. Молдова превратилась в парламентскую республику, а в начале нового 200 г. и стала первой страной на постсоветском пространстве, где власть по результатам выборов перешла к коммунистам. Лидера Партии коммунистов Владимира Воронина избран Президентом Республики Молдова. В. Воронин так определил главные направления развития Молдовы: не менять экономическую систему, которая сложилась, не менять кардинально внешней политики. Речь идет о присоединении к российско-белорусского союза, о нормализации отношений с Приднестровьем. Понятие о «два румынских государства», которое используют нередко в Бухаресте, неприемлемое для Молдовы и, по мнению молдавского лидера, не имеет перспективы в будущем.

Во время официального визита Президента Республики Молдова В. Воронина в Украину в мае 2001 г. президенты двух государств подписали совместное заявление, в котором определили главные приоритеты и задачи украинско-молдавского сотрудничества в социально-политической и торгово-экономической сфере, взаимодействия в рамках международных организаций и форумов. Украинско-молдавские отношения - прочные, дружеские, взвешенные, однако время от времени возникает напряжение из-за неурегулированности ситуации в Приднестровье.

Итак, в целом стратегические интересы Украины требуют стабильных дружеских, равноправных отношений с Россией, Беларусью, Молдовой.

Украина как одна из стран - основательниц СНГ развивает сотрудничество с другими членами Содружества, основываясь на основополагающих документах - Основных направлениях внешней политики Украины, Концепции национальной безопасности Украины, Соглашении о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г. Эти документы стали частью национального законодательства, вместе с другими законодательными актами определяют общую позицию Украины относительно СНГ, которая дает возможность достаточно полно реализовывать национальные интересы Украины в отношениях как в рамках Содружества, так и в двусторонних отношениях с отдельными государствами - участниками.

Рассматривая СНГ как международный механизм многосторонних консультаций и переговоров, что дополняет процесс формирования качественно новых полномасштабных двусторонних отношений между государствами - участниками, Украина считает участие в СНГ за важное направление своей внешней политики.

Украина в отношении СНГ исходит, прежде всего, из реалий целесообразности существования Содружества, развития тесных и взаимовыгодных торгово-экономических отношений между государствами - участницами. От начала процесса реформирования СНГ наше государство выступало с предложениями, которые предусматривали трансформации СНГ в рациональный механизм экономического сотрудничества, направленный на создание зоны свободной торговли - эффективного механизма содействия интеграции стран СНГ в мировое экономическое пространство.

Такая позиция Украины получает поддержку и понимание среди других стран - участниц. 8 октября 2002 г. на заседании Совета глав государств Содружества в Кишиневе рассматривались перспективы создания зоны свободной торговли в рамках СНГ с учетом экономических процессов в мировом сообществе, проект межправительственной программы совместных мер по борьбе с преступностью на 2003-2004 гг. и проект Концепции сообщества в противодействии незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ. На предложение Украины участники саммита рассмотрели также вопрос об организации мероприятий по празднованию 60-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне.

В военно-политической сфере Украина не является стороной Договора о коллективной безопасности государств-участников СНГ от 15 мая 1991 г. Однако 8 октября 2002 г. во время заседания Совета глав государств Содружества обсужден вопрос о выделении ассигнований на создание и развитие объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ в 2003 p., а также на реализацию программы работ по межгосударственной каталогування предметов оснащения вооруженных сил стран Содружества. 30 января 2003 г. на саммите глав стран - участниц СНГ в Киеве президент Украины Леонид Кучма избран председателем Совета глав государств - участниц СНГ.

За время существования СНГ в 2003 г. было подписано более 10 тыс. многосторонних документов. Не все они действовали эффективно, что обусловлено объективными различиями в позициях государств - участниц. Значительно эффективнее развивалось двустороннее и региональное сотрудничество государств-участников в различных областях.

Попыткой найти эффективные формы экономического сотрудничества стало, в частности, создание Евразийского экономического сообщества (в котором Украина участвует в качестве наблюдателя) и ГУУАМ.

ГУУАМ является консультативным форумом пяти государств - Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдовы. Основой этой формы сотрудничества является близость позиций стран по многим вопросам, в частности в оценке процессов на постсоветском пространстве.

Основания консультативного форума состоялось 10 октября 1997 г. во время саммита Совета Европы в Страсбурге, сначала в составе четырех стран (Грузии, Украины, Азербайджана, Молдовы). Тогда было принято совместное Заявление глав государств ГУАМ. 24 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялась встреча президентов государств-участников ГУАМ и Узбекистана, и форум превратился в ГУУАМ.

Весной 2004 г. Верховная Рада Украины ратифицировала соглашение, подписанное президентами Украины, России, Беларуси и Казахстана о создании Единого экономического пространства Речь идет о поэтапную интеграцию экономик названных стран, создание единого таможенного союза и полномасштабной зоны свободной торговли без ограничений и исключений.

Основой украинской внешней политики является понимание того, что соединение, гармонизация отношений как с Россией, другими странами СНГ, так и с Западом, является жестким императивом для Украины и сегодня, и на перспективу. Сотрудничество Украины с Содружеством Независимых Государств не противоречит стремлению нашего государства к интеграции в европейские и евроатлантические структуры.