Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 85

Преимущества и угрозы глобализации. Проверочная работа

 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме; закрепить практические умения и навыки учащихся по выполнению практических упражнений и решения задач; провести контроль учебных достижений; развивать навыки само - и взаимоконтроля; воспитывать культуру общения.

Тип урока: проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

ХОД УРОКА

И. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

1) Работа в группах

Учитель делит класс на группы и предлагает обсудить главные проблемы и перспективы глобализации.

1. Назовите несколько положительных последствий глобализации.

2. Назовите несколько негативных последствий глобализации.

3. Назовите последствия деятельности транснациональных фирм.

4. Каким вы видите будущее глобализации?

Возможные ответы

1. Назовите несколько положительных последствий глобализации.

Глобализация имеет немало преимуществ. Во многих аспектах глобализация означает расширение свободы, когда международные границы открыты, люди могут свободно перемещаться и иммигрировать в другие страны, торговать с теми, с кем хотят, инвестировать капитал там, где считают целесообразным, и знакомиться с новыми культурами и идеями. Открытие границ для международной торговли предоставляет потребителям более широкое разнообразие товаров и услуг. Покупая сырье и нанимая работников из других стран, некоторые фирмы могут снизить свои расходы. Когда развивающиеся страны прибегают к экспорту в целях экономического роста, они получают выгоды. Они также выиграют от того, что транснациональные корпорации создают рабочие места в их странах, как правило, выплачивая более высокую зарплату, чем обычно получают другие работники, которые имеют аналогичную квалификацию. Глобализация обеспечивает людям лучший доступ к медицине, информации, образования и новых технологий. Благодаря глобализации многие люди в мире сейчас живут дольше и имеют более высокий жизненный уровень. В результате роста экономики страны и достаточного повышения жизненного уровня ее граждане могут позволить себе и часто начинают требовать более чистой и здоровой окружающей среды.

2. Назовите некоторые негативные последствия глобализации.

В последние годы проходили демонстрации против глобализации в Праге, Вашингтоне и других городах. Участники демонстрации озабочены разными проблемами. Некоторые расстроены тем, что потеряли работу в результате международной конкуренции. Другие считают, что глобализация отчасти виновата в увеличении убытков, причиненных окружающей среде во всем мире, поскольку глобализация приводит к росту индустриализации. Третьи утверждают, что открытие границ приводит к активизации терроризма, расширения незаконной торговли наркотиками и распространение Спида и других заболеваний. Четвертые считают, что глобализация нивелирует культурное разнообразие через распространение западных идей и ценностей по всему миру. Некоторые критики считают, что промышленно развитые страны, в том числе Соединенные Штаты, получают больше выгод от глобализации, чем страны с низкими доходами. Некоторые экономисты придерживаются мнения, что хотя рост глобализации в прошлом принесло множество выгод народам стран, которые развиваются, оно не привело к ликвидации бедности в мире. Количество людей, которые живут в нищете, во всем мире остается неприемлемо высокой. Кроме того, критики утверждают, что глобализация не приводит к повышению стабильности в странах, что развиваются, о чем свидетельствует финансовый кризис в Америке, которая спровоцировала мировой кризис.

3. Назовите последствия деятельности транснациональных фирм.

Транснациональная корпорация (ТНК) - это корпорация, осуществляющая деятельность в двух или более странах. Она имеет штаб-квартиру в одной стране и отделения или предприятия в других странах, развивающихся или развитых. Как пример можно упомянуть компании «Дженерал Моторе», «Кока-Кола», «Нестле», «Фольксваген», «Пфайзер» и др. Главная цель коммерческих фирм, включая ТНК, заключается в максимизации прибыли, и, согласно данным, успешные ТНК получают более высокую прибыль благодаря своей глобальной деятельности. Одним из последствий деятельности ТНК являются прямые иностранные инвестиции, например, когда компания строит производственные объекты в других странах. Кроме предоставления капитала, ТНК создают рабочие места в тех странах, в которых они осуществляют деятельность. Критики ТНК утверждают, что иностранные компании платят за право пользования землей и другими ресурсами в бедных странах по очень низким ставкам и нанимают преимущественно низкоквалифицированных работников, выплачивая им зарплату на уровне прожиточного минимума. По мнению противников ТНК, когда произведенные товары или услуги экспортируются, преобладающую долю выгод за счет увеличения доходов и прибыли получают иностранные фирмы, а не люди в бедных странах.

4. Какое будущее глобализации?

Трудно представить себе мир без глобализации. Не было бы ни импорта, ни экспорта, ни международных поездок, ни иммиграции, ни возможности работать за рубежом, ни инвестиций в других странах. Глобализация будет продолжаться и в дальнейшем. Однако в первой половине XX в. наблюдались задержки в процессе глобализации через две мировые войны, общемировую депрессию и другие социальные потрясения. Некоторые ученые считают, что активизация международного терроризма может заставить страны стать менее открытыми для торговли. Несмотря на эту серьезную проблему, большинство экспертов считает, что в будущем глобализация будет расширяться, а не сокращаться. Выгоды от глобализации крупные и очень распространены, и такие организации, как МВФ, ВТО и Всемирный банк, поощряют ее развитие. Критики глобализации нарушают некоторые важные вопросы, и мир в будущем должна найти пути решения этих проблем. Правительства могут облегчить проблемы, связанные с глобализацией, разрабатывая программы подготовки кадров и обеспечивая социальную защиту тем, кто потерял работу в результате международной конкуренции.

2) Беседа с учащимися

1. Какие существуют способы противодействия угрозам глобализации?

2. Всегда ли глобализация имеет только негативные последствия?

 

IV. Проверка знаний, умений и навыков учащихся

Вариант I

1. Выберите правильный ответ

1) Формирование системы общемирового разделения труда и на ее основе - всемирного хозяйства - электротехническая революция начиналось:

а) с 50-х pp. XX ст.;

б) в XVIII-XIXct.;

в) в конце XIX - первой половине XX вв.

г) уХІХст.

2) Исторически первой формой международного экономического сотрудничества была:

а) международная валютная система;

б) международная экономическая интеграция;

в) мировая торговля;

г) международное сотрудничество в научно-технической сфере.

3) Сегодня Украина является страной:

а) с малой открытой экономикой;

б) с удовлетворительным уровнем инвестиционной привлекательности;

в) с большой открытой экономикой

г) с закрытой экономикой.

4) Индекс развития человеческого потенциала оценивается по показателю:

а) ВВП на душу населения;

б) экспорта и импорта Украины;

в) средней заработной платы;

г) доступа к образованию;

Ответы: 1 - в; 2 - в; 3 - а; 4 - а.

 

2. Вставьте пропущенные слова

5) ... - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах. (Международная экономическая интеграция)

6) ... - это перемещение за границу капитала в различных его формах (товарной, денежной) для получения предпринимательской прибыли или выгоды. (Международное движение (вывоз) капитала)

7) ... - это международная торговля, которая происходит по принципу относительного преимущества и не предусматривает какого-либо вмешательства государства. (Свободная торговля)

 

3 . Дайте ответы на вопросы

8) Дайте определение научных проблем глобализации.

9) Охарактеризуйте этапы развития мировой торговли.

10) Проанализируйте формы и этапы международной экономической интеграции.

 

Вариант II

1 . Выберите правильный ответ

1. Великие географические открытия, революция цен, мануфактурный период относится к периоду:

а) XVIII-XIX ст.;

б) конец XIX - первая половина XX ст.;

в) XV-XVII вв.

г) XV в.

2. К производственной интеграции относят:

а) общий рынок;

б) трансфертную зону;

в) зону свободной торговли;

г) таможенный союз.

3. Субъектами международной торговли являются:

а) кооперативные и другие предприятия;

б) международный бизнес;

в) международная трудовая миграция;

г) национальные корпорации.

4. Основой мирового хозяйства является:

а) международное разделение труда;

б) международная кооперация производства;

в) транснациональные корпорации;

г) национальные валютные отношения.

Ответы: 1 - а; 2 - а; 3 - а; 4 - в.

 

2 . Вставьте пропущенные слова

5. ... - это новый, высший, степень интернационализации, на который она начала сходить с конца XIX ст. Это категория, которая отражает процесс обмена товарами, услугами, капиталом и рабочей силой, выходящей за пределы государственных границ. (Глобализация)

6. ... - это корпорация, в которой головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы находятся во многих странах. (Транснациональные корпорации)

7. ... - это сфера практической реализации международных экономических отношений, осуществления глобальных производственных, строительных, торговых, сервисных программ и другой деятельности хозяйственными субъектами двух или более стран с целью взаимовыгодного сотрудничества для получения экономической прибыли и достижения прочных позиций на рынке. (Международный бизнес)

 

3 . Дайте ответы на вопросы

8. Проанализируйте экономический потенциал Украины.

9. Охарактеризуйте формы международных экономических отношений.

10. Раскройте содержание большой и малой экономик.

 

V. Итог урока

 

VI. Домашнее задание

1. Повторить основные термины и понятия по изученной теме.

2. Подобрать и проанализировать статистические данные по мировой торговле.