Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 84

Глобализация как явление конца XX века. Объективные причины и последствия. Главные глобальные проблемы

 

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием глобализации; выявить причины появления процессов глобализации; развивать умение учащихся приводит примеры возникновения проблем, связанных с глобализацией, характеризовать эти проблемы, иллюстрировать последствия глобализации статистическим данным.

Основные понятия: глобализация, глобальные проблемы, позитивные и негативные последствия глобализации, транснациональная корпорация.

Тип урока: изучения и первичного закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Проверка домашнего задания

 

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Мировое хозяйство все более проявляет себя как неделимое глобальное целое, в котором формируются и развиваются противоречивые и разнонаправленные тенденции, прежде всего глобализация и в то же время регионализация экономической жизни.

Тенденция к глобализации мирового экономического жизни проявляется во все более свободном перемещении в мировом экономическом пространстве товаров и всех факторов производства.

 

IV. Изучение нового материала

Глобализация - это новый, высший, степень интернационализации, на который она начала сходить с конца XIX ст. Это категория, которая отражает процесс обмена товарами, услугами, капиталом и рабочей силой, выходящей за пределы государственных границ.

Предпосылками процесса глобализации сегодня является:

1) международная специализация производства и торговля товарами и услугами;

2) объединение совокупностей технологически сопряженных производств посредством однотипных технологических цепей;

3) конкурентная борьба за рынки сбыта в условиях перепроизводства в развитых странах;

4) истощение природных ресурсов планеты и обострение борьбы за их использование;

5) увеличение риска загальноекологічної катастрофы;

6) интернационализация капитала;

7) информационная революция, обеспечивающая техническую базу для создания глобальных информационных сетей.

Развертывание процесса глобализации отличается противоречивым влиянием на национальные экономики и мировое хозяйство в целом. С одной стороны, глобализация чрезвычайно расширяет возможности отдельных стран по использованию и оптимальной комбинации разнообразных ресурсов их более глубокого и всестороннего участия в системе международного разделения труда, с другой - глобальные процессы значительно обостряют конкурентную борьбу, вызывают манипулирования огромными финансовыми и инвестиционными ресурсами, что представляет реальную угрозу для стран с низким и средним доходами.

Усиливается неравномерность развития стран, что обусловлено разделением мира на богатый центр и бедные «периферийные» страны; доминирование наднациональных образований, что характеризуется установлением ТНК контроля над стратегически важными сферами, финансами, поставками сырья и комплектующих, сбытом; обострение конфликта между экономикой и экологией, обусловлено появлением проблем, связанных с увеличением объема отходов производства и затрат на их ликвидацию, и т.д.

Кроме этого, глобальная трансформация мировой экономики выдвигает перед странами сложные проблемы адаптации к динамического процесса социально-экономической модернизации.

Сложилась такая классификация глобальных проблем.

1. Политические и социально-экономические проблемы (сохранение мира и предотвращение ядерной войны, ограничение гонки вооружений и разоружение, устойчивость развития мирового сообщества).

2. Проблемы, связанные с природно-экономическим развитием (экологические, энергетические, сырьевые, продовольственные, сохранения климата и др.).

3. Социальные проблемы (межнациональные конфликты, демографические проблемы, вопросы культуры, образования и здравоохранения).

4. Смешанные проблемы, возникновение и нерешенность которых таит угрозу массовой гибели людей (военные и региональные конфликты, преступность, техногенные катастрофы, стихийные бедствия).

5. Научные проблемы (освоение космического пространства, долгосрочное прогнозирование в различных отраслях и др.).

Глобальные проблемы нельзя решить быстро и на уровне отдельных стран. Необходим единый международный механизм их решения и регулирования, определения международных правовых и экономических норм. Решение этих проблем возлагается на ООН, МВФ, ВТО, региональные и отраслевые организации, которые имеют большой опыт координации международных усилий, использования ресурсов, регулирования МЭО.

 

V. Закрепление умений и навыков учащихся

1. Напишите на доске слово «глобализация» и спросите учеников, что, по их мнению, оно означает.

Согласитесь со всеми ответами. Запишите некоторые из ответов школьников на доске. Если учащиеся осознают различия

в определении понятия глобализации, спросите, почему, по их мнению, этот термин вызывает споры. И снова согласитесь со всеми ответами.

 

2. Объявите, что класс будет выполнять упражнение, чтобы ознакомиться с некоторыми главными вопросами, которые касаются глобализации.

1) Что такое глобализация?

2) Насколько новой является глобализация?

3) Что приводит к росту глобализации?

4) Когда люди торгуют между собой, какие выгоды получают обе стороны, участвующие в торговле?

Раздайте по одному вопросу каждому ученику в произвольном порядке. Попросите тех учеников, которые получили одинаковые вопросы, объединиться в группы. После того как ученики сформировали группы, предложите им обсудить свой вопрос и ответ на него в группе. После обсуждения от каждой группы выступает один эксперт, который отвечает на вопросы. При необходимости попросите экспертов дополнить ответы. Отметьте, что представленные ответы можно объяснить гораздо более подробно, чем на карточках с ответами и предложите ученикам следить за сообщениями в новостях и продолжать изучать рассмотрены вопросы.

Возможные ответы

1. Что такое глобализация?

Хотя единого точного определения не существует, термином «глобализация» обычно обозначают увеличение потоков торговли, людей, инвестиций, технологии, культуры и идей между странами. Открытие международных границ приводит к образованию глобальных рынков вместо локальных или национальных рынков. К ним относятся рынки товаров, услуг, рабочей силы и капитала. Например, в глобальной экономике фирма в одной стране часто взаимодействует с людьми и фирмами в других странах с целью производства и продажи товаров и услуг. Когда ваша семья покупает фрукты в местном продовольственном магазине, вы, возможно, покупаете яблоки из Новой Зеландии, абрикосы из Китая, бананы из Эквадора и мандарины из Южной Африки.

2. Насколько новой является глобализация?

Термин «глобализация» в настоящее время является распространенным словом, которое часто используется в новостях. Этот термин, вероятно, возник в 60-е pp. XX в. и вошел в широкий обиход в 90-е pp. Но собственно глобализация существует много веков. Например, Марко Поло совершил торговую экспедицию из Венеции (Италия), до города, который сегодня называется Стамбулом (Турция), в XIII в. Коренные американцы торговали с другими племенами, которые проживали на других территориях и разговаривали на языках, задолго до того как они начали торговать с поселенцами из Европы в XVII в. Французские текстильные предприятия имели филиалы на Род-Айленде и в Латинской Америке в начале XIX в.

Хотя глобализация продолжается уже на протяжении многих веков, историки и экономисты соглашаются с тем, что сейчас мы переживаем период быстрой глобализации и этот процесс находится на подъеме во всем мире.

3. Что приводит к росту глобализации?

Рост глобализации во всем мире в последние десятилетия обусловлено многими факторами. Важное значение имеет тот факт, что торговые барьеры постепенно снижаются во всем мире, так же как и ограничения на свободное движение инвестиционного капитала между странами. Важным также является развитие технологий и обмен технологическими достижениями. Совершенствуются методы транспортировки, облегчая путешествия и перемещения товаров и услуг через границы. Совершенствуются средства связи, прежде всего Интер - нет, облегчая распространение информации и обмен идеями во всем мире. Когда владельцы фирм могут свободно получать прибыль, они стремятся делать это, нанимая работников и продавая и покупая товары в других странах. Еще одним важным фактором является падение коммунизма. Страны бывшего Советского Союза, Восточного блока и Китай, которые некогда были изолированы за свои коммунистические режимы, сегодня имеют большие рыночные экономические системы и ведут бизнес с остальным миром.

4. Когда люди торгуют между собой, какие выгоды получают обе стороны, участвующие в торговле?

Добровольная торговля повышает благосостояние обеих сторон, принимающих в ней участие. Страны ограничены ресурсами и не могут производить все необходимое. Для того чтобы получить выгоды от торговли, страны специализируются на производстве продуктов, с которыми они имеют преимущества. Это означает, что вместо того, чтобы производить все для самих себя, они производят лишь те товары, которые могут изготавливать с более низкими альтернативными издержками, чем их торговые партнеры. В результате торговли этими товарами потребители в обеих странах получают выгоды от возможности покупать более разнообразные товары по низким ценам. Даже если одна страна производит все с большей эффективностью, чем другая, эти две страны могут торговать на почве различий в альтернативных затратах.

 

3. Задача

В дополнение к информации, полученной во время урока, предложите ученикам обсудить, как глобализация непосредственно сказывается на них. Что из одежды, которая сегодня одет на них, произведено в других странах? (Попросите учеников посмотреть на ярлыки на верхней одежде других учащихся: девочки проверяют ярлыки на одежде девочек, а мальчики - на одежде ребят.) Где были составлены автомобили и бытовые приборы, принадлежащие их семьям? Знают ли они кого-то, кто недавно иммигрировал в их страны? Какой была бы их жизнь без глобализации?

Поделитесь последними новостями о глобализации или предложите ученикам принести на следующий день статьи для обсуждения.

 

VI. Итог урока

 

VII. Домашнее задание

1. Повторить основные термины и понятия по изученной теме.

2. Подготовить схематический анализ позитивных и негативных последствий глобализации.

3. Подготовить эссе: «Противоречивость процесса глобализации».