Методические рекомендации к анализу уроков
Анализ урока -
важна
звено профессиональной подготовки студентов во время педагогической практики. Его
цель: углублять знания методики; развивать исследовательские,
конструктивно-планировочные, коммуникативно-обучающие, организационные профессиональные
умение будущего учителя; способствовать формированию индивидуального стиля
педагогической деятельности.
Задачи проведения анализа урока:
□ овладение умениями
относительно фиксированного наблюдения за деятельностью учителя или студента-практиканта
и правильной ее интерпретации;
□ научиться определять
пути устранения недостатков с учетом причин их возникновения и конкретных условий
обучения;
□ овладеть умениями
самоанализа, что позволяет сравнивать свои действия с принятыми в методике
эталонами, искать и находить эффективные приемы обучения, развития и воспитания
учащихся, умением оперативно перестраивать намечены действия в зависимости от конкретных
изменений в учебной ситуации.
Схема анализа урока (по К.Плиско)
1. Общие сведения
урок, его тип, структуру и содержание.
□ Название предмета,
класс, школа, фамилия, имя, отчество учителя, дата проведения; тема урока.
□ Тип урока, его
место среди других уроков этой же темы.
□ Структура урока,
последовательность его этапов и их продолжительность, логическая связь между ними (или
соответствует ли структура урока дидактической цели, логике учебного процесса,
следует следующий этап из предыдущего, рационально распределено время между
ими).
□ Содержание урока:
научность, оптимальность (соответствует ли тип и структура урока, его содержания,
задачам и целям, а также логике учебного процесса).
2. Анализ содержания
этапов урока.
□ Организация класса и
сообщение задач урока.
□ Подготовка к
урока, обстановка в классе (чистота, порядок, готовность к работе и т.д.);
оборудование урока, организация класса (или проверяются отсутствуют, как организована
работа ассистентов и т.д.); постановка целей и задач урока.
□ Актуализация
опорных знаний, умений и навыков.
□ Как воспроизводились
знания, применялись ли они в новой ситуации, какие понятия углубили на
уроке, навыки активизировали, как опрашивались ученики, активно работали,
привлекались к исправлению ошибок, неточностей, методические приемы
применялись, насколько объективно выставлялись оценки, как первый этап
связывался с последующим т.д.
3. Формирование новых
понятий и способов действий.
□ Чи были поставлены перед
учениками основные задачи изучения темы, как осуществлялась мотивация обучения,
вызывался интерес к теме, обеспечивалась реализация принципов научности!
систематичности, доступности, преемственности, проблемности; все вопросы хорошо
освещены в объяснении учителя, какие методы и приемы применялись, как они
сочетались, создавалась проблемная ситуация, как она решалась,
устанавливались межпредметные связи, поняли новый материал ученики, как
связан второй этап урока с третьим и т. д.
4.
Формирование умений и навыков учащихся (упражнения на применение знаний).
□
Удачно подобранные упражнения, логичной была их последовательность, содействовали ли они
осуществлению образовательной, воспитательной и развивающей цели в единстве,
обеспечивалась самостоятельность учащихся при выполнении упражнений, проводилась работа
над ошибками, организовывался самоконтроль за качеством выполнения упражнений,
подводились итоги их выполнения, сочеталась коллективная работа с
индивидуальной, дифференцировались задачи для разных по уровню подготовки
учеников, как устанавливалась связь со следующим этапом урока, как были использованы
воспитательные возможности дидактического материала, какие приемы воспитательного воздействия
применялись.
5.
Задание на дом.
□
Объем и характер домашнего задания, школьники смогут его выполнить за
отведенное время, предвидел ли учитель способы повышения интереса учащихся к
выполнение домашнего задания, как провел инструктаж, как сообщил требования к
оформление домашней работы, задания дифференцировались, записано оно на
доске, проверялась внимательность учащихся во время записи.
Примечание. Последовательность етанів может меняться в зависимости от дидактической цели,
характера учебного материала и т.д или же отдельные из них могут сокращаться за
счет других или выпадать совсем (например, актуализация опорных знаний или
ознакомление с новыми понятиями и способами действий и т. д.).
Результативность урока
Насколько успешно решены на уроке образовательные, воспитательные, развивающие цели;
качество знаний (сознание, прочность, глубина, действенность), умение применить их
на практике; какие практические умения и навыки произведенные на уроке, элементы
урока имели наиболее воспитательное воздействие на учащихся.
Поведение учителя на уроке: педагогический такт и культура речи, умение
научно организовать труд на уроке, отношение к ученикам; рационально
использует время, владеет классом, повышает активность учащихся, вызывает
интерес к предмету, обладает эмоциональностью изложения, пользуется
авторитетом и т.д.
Поведение учащихся на уроке: степень активности и дисциплинированности, культура
речи, степень общего развития, отношение к учителю и друг к другу,
наличие интереса к учебному предмету и др.