Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Методика обучения украинского языка

Содержание и организация деятельности студента-практиканта

Содержание учебной работы студента во время педагогической практики состоит из таких видов деятельности:

ознакомление с спецификой деятельности школы определенного типа (общеобразовательную, лицея, гимназии);

планирование учебно-воспитательного процесса и проведения уроков и внеклассных мероприятий с украинского языка;

посещение и последующий анализ уроков и внеклассных мероприятий с украинского языка;

участие в работе методических объединений учителей украинского языка, семинарах, заседаниях педагогического совета школы, в итоговых конференциях по педпрактики.

Содержание внеклассной работы студента-практиканта с украинского языка состоит из таких компонентов:

изучение системы работы учителя украинского языка, направленной на формирование у учащихся устойчивого интереса к изучаемых предметов;

овладение умениями воспитание учащихся на уроке средствами языка;

овладение знаниями и умениями по вопросам подготовки и проведения внеклассной работы с украинской языки: недель украинского языка, вечеров (рынков), бесед, конференций, диспутов, вечеров, экскурсий; выпуск стенгазет и т.д.

Содержание исследовательской работы студента-практиканта состоит из таких компонентов:

изучение научной литературы;

обобщение опыта преподавания украинского языка в определенной школе;

научные наблюдение, изучение опыта учителей, проведение элементов экспериментального исследования по темам курсовых и дипломных работ. Педагогическая практика студентов включает четыре этапа:

подготовительный,

начальный,

проведение практики (основной этап),

итоги практики (итоговый этап).

Подготовка к проведению педагогической практики начинается на лекционных и практических занятиях по предметам лингвистического и литературоведческого никлу: современного украинского литературного языка, культуры речи, методики обучения украинского языка, стилистики, вступления к языкознания, исторической грамматики, диалектологии, ономастики, зарубежной литературы, введения в языкознание, теории литературы, истории литературы, устного народного творчества, детской литературы и предметов лингвистического цикла (смежных дисциплин): педагогики, психологии, безопасности жизнедеятельности и т.д.

Значительное место в профессиональной подготовке студентов-практикантов принадлежит курса методики обучения украинского языка, который охватывает широкий круг вопросов психологических и педагогических основ обучения языку. Глубокие знания методики языка дают возможность студентам познать дидактические принципы научности и доступности обучаемому материала, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности и прочности усвоения знаний; позволяют проследить взаимосвязь и взаимообусловленность языковых явлений, обнаружить закономерности в развития речи и выяснить причины отклонений, вызванные позалінгвістичними факторами.

Важным этапом в подготовке студентов к педпрактики является изучение ii анализ учебников "Родная речь", "Русский язык" для 5 - 11 (12) классов общеобразовательной школы и учебно-дидактической литературы из основного специальности, а также обзор статей в журналах "Дивослово", "Украинская язык и литература в школе", "Родная школа", "Языкознание", "Родные источники" и т.д.

Во время педагогической практики студенты должны осознать, что урок является основной формой организации учебно-воспитательного процесса; выяснить значение типизации уроков в системе занятий; усвоить структурные элементы урока, самостоятельно составлять конспекты уроков разных типов с учетом современных требований к их проведения; научиться подбирать наглядность и дидактический материал, разнообразить виды упражнений.

Место проведения педагогической практики (базовые школы) заранее определяет кафедра, руководит практикой, и деканат, которые формируют группы студентов.

Методические советы к подготовке и проведению уроков с украинского языка

Подготовка к урокам украинского языка имеет следующие основные методические этапы:

□ анализ программ"Родной язык" 5-11(12) классы, "Русский язык" 5-11(12) классы;

□ ознакомление с материалами учебников "Русский язык", "Родной язык";

□ просмотр и изучение научно-учебной литературы, словарей;

□ отбор или изготовление дидактического материала (текстов и примеров в упражнений на выяснение теоретического материала), наглядных пособий, подготовка технических средств обучения;

□ выбор методов и приемов работы с классом;

□ составление плана и конспекта урока.

В процессе подготовки к занятиям студенты-практиканты должны помнить:

1. Составление конспектов уроков должно предшествовать детальному ознакомлению с содержанием соответствующего раздела курса украинского языка (по программе и учебнику).

2. Объем обучаемому материала определяется согласно темп урока; определяется объем знаний, умений и навыков, на формирование которых направлен урок.

3. Определяется тип и структура урока, обеспечение органической связи между изучением программного материала и формированием коммуникативных умений и навыков учащихся, развитие их мышления, речи, совершенствование эстетических вкусов, воспитание самостоятельности и активности умственной деятельности.

4. Необходимо продумывать все этапы урока, осуществлять правильное дозирование времени,

спланировать использование наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического материала.

5. Разрабатывая конспект урока, студент-практикант должен:

□ опираться на принципы системности и последовательности обучения;

□ опираться на предыдущие знания учащихся;

□ определять место нового материала в структуре темы, раздела;

□ изучение нового материала осуществлять, устанавливая связи с ранее изученным за сходством признаков или противопоставлением;

□ обеспечить последовательность этапов урока, которая соответствовала бы его дидактической цели;

□ создавать проблемные ситуации;

□ спланировать плавный переход к самостоятельной работы учащихся;

□ после каждого этапа урока делать итог.

Планирование уроков украинского языка, организация и проведение их анализа. Планирование уроков.

Успешность планирования уроков обусловлена следующими факторами:

□ знанием целей обучения и программных требований к речевых умений и навыков учащихся в каждом классе;

□ знанием содержания учебно-методического комплекса;

□ знания условий обучения: возрастных особенностей учащихся, специфики конкретного класса;

□ осведомленностью с основными методическими требованиями к современному уроку украинского языка;

□ учетом дидактических и методических принципов обучения.

Согласно школьных программ обучения родного (государственного) языка предполагает комплексное достижения общеобразовательной, развивающей и воспитательной цели.

Общеобразовательная цель способствует расширению общего и филологического кругозора учащихся, усвоение основ науки о языке, ее единицы и нормы.

Развивающая цель направлена на развитие речевой, интеллектуальной и познавательной деятельности учащихся, их речевых способностей.

Воспитательная цель обеспечивает нравственное, эстетическое, трудовое воспитание учащихся средствами украинского языка.

Исходя из общей конечной цели обучения, учитель определяет конкретные цели урока: общеобразовательную, развивающую, воспитательную.

Планируя достижение развивающей, общеобразовательной, воспитательной цели, учитель должен четко определить соответствующий потенциал учебного материала урока и своих дойная нем.

Формулировка общеобразовательной цели целесообразно начинать словами: "расширить представление", "формировать представление...", "ознакомить".

Планирование начинается составлением тематического плана. Он позволяет учителю видеть в целом цикл уроков (модуль) по теме, роль и место каждого урока в нем и благодаря этому подбирать эффективные методы, приемы и средства обучения для решения задач на пути достижения конечной цели в овладении учащимися конкретными коммуникативными навыками и умениями в рамках соответствующей темы.