Содержание и организация деятельности студента-практиканта
Содержание учебной работы студента во время педагогической практики состоит из
таких видов деятельности:
□ ознакомление с
спецификой деятельности школы определенного типа (общеобразовательную, лицея, гимназии);
□ планирование
учебно-воспитательного процесса и проведения уроков и внеклассных мероприятий с
украинского языка;
□ посещение и
последующий анализ уроков и внеклассных мероприятий с украинского языка;
□ участие в работе
методических объединений учителей украинского языка, семинарах, заседаниях
педагогического совета школы, в итоговых конференциях по педпрактики.
Содержание внеклассной работы студента-практиканта с украинского языка состоит из таких компонентов:
□ изучение системы
работы учителя украинского языка, направленной на формирование у учащихся устойчивого
интереса к изучаемых предметов;
□ овладение умениями
воспитание учащихся на уроке средствами языка;
□ овладение знаниями
и умениями по вопросам подготовки и проведения внеклассной работы с украинской
языки: недель украинского языка, вечеров (рынков), бесед, конференций, диспутов,
вечеров, экскурсий; выпуск стенгазет и т.д.
Содержание исследовательской работы студента-практиканта состоит из таких компонентов:
□ изучение научной
литературы;
□ обобщение
опыта преподавания украинского языка в определенной школе;
□ научные
наблюдение, изучение опыта учителей, проведение элементов
экспериментального исследования по темам курсовых и дипломных работ.
Педагогическая практика студентов включает четыре этапа:
■ подготовительный,
■ начальный,
■ проведение практики
(основной этап),
■ итоги практики
(итоговый этап).
Подготовка к проведению педагогической практики начинается на лекционных и
практических занятиях по предметам лингвистического и литературоведческого никлу:
современного украинского литературного языка, культуры речи, методики обучения
украинского языка, стилистики, вступления к языкознания, исторической грамматики,
диалектологии, ономастики, зарубежной литературы, введения в языкознание,
теории литературы, истории литературы, устного народного творчества, детской литературы
и предметов лингвистического цикла (смежных дисциплин): педагогики,
психологии, безопасности жизнедеятельности и т.д.
Значительное место в профессиональной подготовке студентов-практикантов принадлежит курса
методики обучения украинского языка, который охватывает широкий круг вопросов
психологических и педагогических основ обучения языку. Глубокие знания методики языка
дают возможность студентам познать дидактические принципы научности и доступности
обучаемому материала, систематичности и последовательности в обучении, связи
теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и
перспективности и прочности усвоения знаний; позволяют проследить
взаимосвязь и взаимообусловленность языковых явлений, обнаружить закономерности в
развития речи и выяснить причины отклонений, вызванные позалінгвістичними
факторами.
Важным этапом в подготовке студентов к педпрактики является изучение ii анализ
учебников "Родная речь", "Русский язык" для 5 - 11 (12)
классов общеобразовательной школы и учебно-дидактической литературы из основного
специальности, а также обзор статей в журналах "Дивослово", "Украинская
язык и литература в школе", "Родная школа",
"Языкознание", "Родные источники" и т.д.
Во время педагогической практики студенты должны осознать, что урок является основной
формой организации учебно-воспитательного процесса; выяснить значение типизации
уроков в системе занятий; усвоить структурные элементы урока, самостоятельно
составлять конспекты уроков разных типов с учетом современных требований к их
проведения; научиться подбирать наглядность и дидактический материал, разнообразить
виды упражнений.
Место проведения педагогической практики (базовые школы) заранее определяет
кафедра, руководит практикой, и деканат, которые формируют группы студентов.
Методические советы к подготовке и проведению уроков с украинского языка
Подготовка к урокам украинского языка имеет следующие основные методические этапы:
□ анализ
программ"Родной язык" 5-11(12) классы, "Русский язык"
5-11(12) классы;
□ ознакомление
с материалами учебников "Русский язык", "Родной язык";
□ просмотр
и изучение научно-учебной литературы, словарей;
□ отбор
или изготовление дидактического материала (текстов и примеров в упражнений на
выяснение теоретического материала), наглядных пособий, подготовка технических
средств обучения;
□ выбор
методов и приемов работы с классом;
□ составление
плана и конспекта урока.
В процессе подготовки к занятиям студенты-практиканты должны помнить:
1. Составление
конспектов уроков должно предшествовать детальному ознакомлению с содержанием
соответствующего раздела курса украинского языка (по программе и учебнику).
2. Объем
обучаемому материала определяется согласно темп урока; определяется объем
знаний, умений и навыков, на формирование которых направлен урок.
3. Определяется
тип и структура урока, обеспечение органической связи между изучением
программного материала и формированием коммуникативных умений и навыков учащихся,
развитие их мышления, речи, совершенствование эстетических вкусов, воспитание
самостоятельности и активности умственной деятельности.
4. Необходимо
продумывать все этапы урока, осуществлять правильное дозирование времени,
спланировать
использование наглядных пособий, технических средств обучения, дидактического
материала.
5.
Разрабатывая конспект урока, студент-практикант должен:
□ опираться
на принципы системности и последовательности обучения;
□ опираться
на предыдущие знания учащихся;
□ определять
место нового материала в структуре темы, раздела;
□ изучение
нового материала осуществлять, устанавливая связи с ранее изученным за
сходством признаков или противопоставлением;
□ обеспечить
последовательность этапов урока, которая соответствовала бы его дидактической цели;
□ создавать
проблемные ситуации;
□ спланировать
плавный переход к самостоятельной работы учащихся;
□ после
каждого этапа урока делать итог.
Планирование уроков украинского языка, организация и проведение их анализа.
Планирование уроков.
Успешность планирования уроков обусловлена следующими факторами:
□ знанием
целей обучения и программных требований к речевых умений и навыков учащихся в
каждом классе;
□ знанием
содержания учебно-методического комплекса;
□ знания
условий обучения: возрастных особенностей учащихся, специфики конкретного класса;
□ осведомленностью
с основными методическими требованиями к современному уроку украинского языка;
□ учетом
дидактических и методических принципов обучения.
Согласно школьных программ обучения родного (государственного) языка предполагает
комплексное достижения общеобразовательной, развивающей и воспитательной цели.
Общеобразовательная цель способствует расширению общего и филологического кругозора
учащихся, усвоение основ науки о языке, ее единицы и нормы.
Развивающая цель направлена на развитие речевой, интеллектуальной и
познавательной деятельности учащихся, их речевых способностей.
Воспитательная цель обеспечивает нравственное, эстетическое, трудовое воспитание учащихся средствами
украинского языка.
Исходя из общей конечной цели обучения, учитель определяет конкретные цели
урока: общеобразовательную, развивающую, воспитательную.
Планируя достижение развивающей, общеобразовательной, воспитательной цели, учитель
должен четко определить соответствующий потенциал учебного материала урока и
своих дойная нем.
Формулировка общеобразовательной цели целесообразно начинать словами: "расширить
представление", "формировать представление...", "ознакомить".
Планирование начинается составлением тематического плана. Он позволяет учителю
видеть в целом цикл уроков (модуль) по теме, роль и место каждого урока в
нем и благодаря этому подбирать эффективные методы, приемы и средства обучения для
решения задач на пути достижения конечной цели в овладении учащимися
конкретными коммуникативными навыками и умениями в рамках соответствующей темы.