2. Теория образования и обучения (дидактика)
2.1. Дидактика как наука
2.1.3 Актуальные проблемы дидактики на современном этапе
На каждом этапе своего развития дидактика решает проблему совершенствования содержания образования и методики обучения в соответствии с потребностями общества.
В период развития украинской национальной школы, кроме совершенствования содержания обучения, модернизации его форм и методов, важно оптимизировать процесс обучения, то есть организовать его на таких принципах, которые бы позволили достичь наилучших результатов при наименьших затратах времени и усилий. Все это должно происходить одновременно с интенсификацией процесса обучения. Речь идет о такой организации учебного процесса, при которой повышаются работоспособность учащихся и педагогов, производительность их труда, возрастает познавательная самостоятельность, инициатива и творческая активность. Современная школа не может основываться на принуждении, который имеет следствием формирование безініціативної личности.
Актуальными в настоящее время является также усиление межпредметных внутріпредметних связей, что дает возможность экономить учебное время и эффективнее формировать научное мировоззрение опираясь на философскую идею единства предметов и явлений, Задачи современной дидактики заключается в обеспечении эффективного обучения, духовного обогащения ребенка, развития его активности, таланта, творческого потенциала, способностей самостоятельного приобретения новых знаний, а также в создании условий для самореализации. Этом, по утверждению В. Лозовой, способствуют такие методологические подходы к учебному процессу:
- гуманизация. Предусматривает духовно-личностную направленность каждого учебного предмета, формирование отношений между учащимися, учителями и учащимися на основе уважения, доверия, чуткости, внимания, сострадания, веры в позитивность действий человека;
- аксиологический подход. Обеспечивает изучение явлений с целью выявления их возможностей удовлетворять потребности человека, решать задачи гуманизации общества, в котором человек является высшей ценностью;
- личностный подход. Требует признания личности как продукта социального развития, носителя культуры, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение, что предполагает опору на естественный процесс саморазвития способностей, самоопределения, самореализации, самоутверждения, создания для этого соответствующих условий;
- деятельностный подход. Направлен на организацию деятельности субъекта, которая бы обеспечивала его активность в познании, труде, общении, саморазвитии;
- ресурсный подход. Сосредоточен на вопросах организации обучения, ориентированного на выявление и развитие потенциальных возможностей каждого ученика;
- системный подход. Рассматривает обучение как целенаправленную творческую деятельность его субъектов, в которой цель, задачи, содержание, формы и методы обучения и другие его компоненты взаимосвязаны;
- синергический подход. Заключается в том, что самореализация и саморазвитие личности осуществляются на основе постоянного взаимодействия с внешней средой, что предопределяет становление ее новых качеств и т.д.;
- компетентностный подход. Предусматривает аксиологические, мотивационные, рефлексивные, когнитивные, операционно-технологические и другие результаты обучения, которые отражают расширение не только знаний, умений и навыков, но и опыта эмоционально-ценностного отношения. Соблюдение этих методологических подходов нужно как в организации учебно-воспитательного процесса, так и в изучении и анализе чужого и собственного опыта учебно-воспитательной работы, организации исследования актуальных дидактических проблем, создании эффективных технологий обучения и воспитания.