7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 13
Тема урока. Интонационно-выразительные средства мелодии. Разучивание песни "Пусть будет так" Пола Маккартни. Слушание музыки. Генри Перселл. "Граунд" (земля)
Цель урока: углубить знания учащихся об интонационно-выразительные средства мелодии; развивать музыкально-ритмический слух и певческие навыки; воспитывать интерес к эстрадной музыке.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: нотная запись песни, магнитофон, аудио-записи, портрет композитора.
Ход урока
И. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Распевки.
1. Пение звукоряда соль мажор, тоническое трезвучие, пение по „плавающей нотой”.
2. Пение упражнения для активизации артикуляционного аппарата.
III. Из объявленной темы, которую вы услышали на уроке, вас заинтересовали понятия, относящиеся к интонационно-выразительных средств мелодии. В музыке, как и в языке, есть свои интонационные знаки препинания: паузы, цезуры, относительно долгий звук, контраст, который может применяться как в ритмическом рисунке мелодии, так и в регистре, тембре, динамике.
- Определите цезуру в упражнении и перепишите ее в тетрадь.
- А теперь упражнение просольфеджуємо
Звучит настройка в тональности, дети сольфеджують упражнение.
IV. Ознакомление с песней П.Маккартні „Пусть будет так”.
1. Вступительная беседа.
Пусть будет так
Слова и музыка Джона Леннона и Пола Маккартни
В трудное время я слышу
Тихий, нежный голос с небес,
Это Мария говорит: «Пусть будет».
Держи надежду крепко,
Спасение скоро придет,
Вера тебя в мире сохранит.
Пусть во век будет так,
Пусть во век будет так.
Вера в этом мире - наш маяк!
And when the broken hearted people
Living in worlds agree
There will be an answer, let it be
For thought they may be parted
There is still a chance that they will see
There will be an answer, let it be.
There will be an answer, let it be.
А сейчас послушайте, какие средства выражения использовал композитор в этой песне?
(Дети слушают аудио-запись песни „Пусть будет так").
- Песня прозвучала в исполнении вокально-инструментального ансамбля „Битлз”, который возник в Ливерпуле (Англия) в 1960 г. Молодые музыканты Пол Маккартни, Джон Леннон, Джорж Харрисон и Инго Старр использовали традиции американского рок-н-ролла и английского фольклора.
Песня „Пусть будет так” - одна из лучших в творчестве ансамбля. Эмоциональный строй песни вводит слушателя в мир сосредоточен поэтического созерцания о том, человек должен жить с надеждой и верой. Вера в этом мире - наш маяк.
2. Разучиваю песню по фразам по нотным текстом. Обращаю внимание на ритмический синкопований рисунок песни.
- Какова основная мысль музыкального произведения?
- Какой характер мелодии?
3. Повторяем уже изученные песни „Украина”, „Степом, Степом”. (Желающих опитую на оценку).
V. Слушание музыки.
1. Вступительная беседа.
- „Страна без музыки” - так пренебрежительно назвал Англию один из музыкальных критиков 19 в. Страна, которая дала мировой литературе Шекспира, Байрона, Бернса, не выдвинула ни одного композитора. Лучшие оперы и программные симфонические произведения на сюжеты Шекспира принадлежат Чайковскому, Берлиозу, Верди. Но, оказывается, Англия не является страной без музыки. В середине 17 в. в 1659 г. родился Генри Перселл, английский композитор, органист, основоположник английской национальной оперы. Единственная его опера „Дидона и Эней” написана на мифологический сюжет; это реалистическая музыкальная драма. Есть у него произведения, приближенные к опере „Король Артур” и „Королева Фей”.
2. Сегодня вы послушаете музыку, которая имеет название,Драунд”, что в переводе означает - «земля».
3. Характеристика прослушанного произведения.
- Чем отличается английская классическая музыка от нашей? Какие изобразительные средства использовал композитор?
VI. Итог урока.