Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 1. Образное содержание музыки

Урок 12

Тема урока. Музыкальная фактура. Полифония. Гомофонии. Работа над песней "Степью, степью". Слушание музыки. И. Бах. Органная фуга ля минор

 

Цель урока: ознакомить учащихся с понятием „фактура” и выработать навыки и умения определять полифонию и гомофонію; развивать ладовое чувство и музыкальную память; воспитывать интерес к органной музыки.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет И. С. Баха.

Ход урока

I. Организация класса к уроку.

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Дети, посмотрите на упражнение. Какая это упражнение?

(Мелодичная, двоголоса).

- Что характерно для обоих голосов?

(Они одинаковые, но II. голос поступает на один такт позже).

Значит, такой музыкальный изложение называется каноном.

Багатоголосна музыкальное построение - это фактура, которая представляет собой совокупность средств музыкального изложения. В музыкальном использовании различные фактуры:

полифония - сочетание самостоятельных мелодических голосов;

аккордовая фактура - только аккорды;

гомофонии - когда отчетливо звучит ведущий голос мелодии с сопровождением.

- Итак, канон мы относим к полифонии. Почему?

(Ответы учащихся).

2. Распевки в тональности ре минор, тоническое трезвучие. Просольфеджуємо И голос упражнения, а затем II. (Далее делю класс на две группы и выполняем канон).

3. Желающих опитую на оценку

 

 

III. Работу над песней „Степью, степью” А. Пашкевича (продолжение).

Обращаю внимание на образное содержание произведения, характер мелодии.

Рассказ.

Вот что рассказывал о создании этой песни А.Пашкевич: „Песня вызвала потрясение. Помню, во время концертов хор, бывало, останавливался, потому что голоса у исполнителей спазмували от взволнованной реакции зала...”

 

IV. Слушание музыки.

В песни „Степом, Степом” мы увидели три образа - ожидание, надежда, скорбь и одновременно единый образ Матери.

Образ мужественной, гордой, полной жизненной силы предстает перед вами, дети, когда вы послушаете органную Фугу ля минор Иоганна Себастьяна Баха.

И. С. Бах - немецкий композитор, органист, скрипач. Родился в г. Єйзенах 1685 года. Самым любимым его музыкальным инструментом был орган, для которого композитор создал огромное количество произведений. Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги открыли целое подразделение музыкального творчества. Своим учителем считали Баха композиторы классической поры и композиторы-романтики. .

„Там, над обломками эпох

С улыбкой на губах,

Ведут разговор Бог и Бах”.

2. Дети слушают Фугу ля минор.

3. Характеристика прослушанного произведения.

Форма полифонической музыки, когда одна и та же мелодия (тема) изменяясь и развиваясь проходит в разных голосах, называется фугой.

Фуга начинает одноголосо главную тему, дальше эта тема появляется во II и III голосе, в зависимости от количества голосов в фуге.

Бах так писал о полифонию: „Каждый голос в произведении - это личность, а многоголосное произведение - беседа между этими личностями, и надо следить, чтобы каждая личность говорила хорошо и вовремя, а если ей нечего сказать, то лучше помолчать и подождать”.

4. Послушайте произведение еще раз и ответьте на вопросы:

- Сколько голосов в этой фуге? (Четыре).

- Сколько музыкальных тем? (Одна).

- Чем поразила вас органная музыка И. Баха?

 

V. Итог урока.