7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 12
Тема урока. Музыкальная фактура. Полифония. Гомофонии. Работа над песней "Степью, степью". Слушание музыки. И. Бах. Органная фуга ля минор
Цель урока: ознакомить учащихся с понятием „фактура” и выработать навыки и умения определять полифонию и гомофонію; развивать ладовое чувство и музыкальную память; воспитывать интерес к органной музыки.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-запись, портрет И. С. Баха.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Дети, посмотрите на упражнение. Какая это упражнение?
(Мелодичная, двоголоса).
- Что характерно для обоих голосов?
(Они одинаковые, но II. голос поступает на один такт позже).
Значит, такой музыкальный изложение называется каноном.
Багатоголосна музыкальное построение - это фактура, которая представляет собой совокупность средств музыкального изложения. В музыкальном использовании различные фактуры:
полифония - сочетание самостоятельных мелодических голосов;
аккордовая фактура - только аккорды;
гомофонии - когда отчетливо звучит ведущий голос мелодии с сопровождением.
- Итак, канон мы относим к полифонии. Почему?
(Ответы учащихся).
2. Распевки в тональности ре минор, тоническое трезвучие. Просольфеджуємо И голос упражнения, а затем II. (Далее делю класс на две группы и выполняем канон).
3. Желающих опитую на оценку
III. Работу над песней „Степью, степью” А. Пашкевича (продолжение).
Обращаю внимание на образное содержание произведения, характер мелодии.
Рассказ.
Вот что рассказывал о создании этой песни А.Пашкевич: „Песня вызвала потрясение. Помню, во время концертов хор, бывало, останавливался, потому что голоса у исполнителей спазмували от взволнованной реакции зала...”
IV. Слушание музыки.
В песни „Степом, Степом” мы увидели три образа - ожидание, надежда, скорбь и одновременно единый образ Матери.
Образ мужественной, гордой, полной жизненной силы предстает перед вами, дети, когда вы послушаете органную Фугу ля минор Иоганна Себастьяна Баха.
И. С. Бах - немецкий композитор, органист, скрипач. Родился в г. Єйзенах 1685 года. Самым любимым его музыкальным инструментом был орган, для которого композитор создал огромное количество произведений. Баховские органные токкаты, фантазии, прелюдии и фуги открыли целое подразделение музыкального творчества. Своим учителем считали Баха композиторы классической поры и композиторы-романтики. .
„Там, над обломками эпох
С улыбкой на губах,
Ведут разговор Бог и Бах”.
2. Дети слушают Фугу ля минор.
3. Характеристика прослушанного произведения.
Форма полифонической музыки, когда одна и та же мелодия (тема) изменяясь и развиваясь проходит в разных голосах, называется фугой.
Фуга начинает одноголосо главную тему, дальше эта тема появляется во II и III голосе, в зависимости от количества голосов в фуге.
Бах так писал о полифонию: „Каждый голос в произведении - это личность, а многоголосное произведение - беседа между этими личностями, и надо следить, чтобы каждая личность говорила хорошо и вовремя, а если ей нечего сказать, то лучше помолчать и подождать”.
4. Послушайте произведение еще раз и ответьте на вопросы:
- Сколько голосов в этой фуге? (Четыре).
- Сколько музыкальных тем? (Одна).
- Чем поразила вас органная музыка И. Баха?
V. Итог урока.