Тема 7. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
§ 2. Главные концепции философии науки
Философия науки Л. Витгенштайна
Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) - выдающийся философ XX в., не был философом науки, но его идеи существенно повлияли на развитие философии науки XX в., причем как на логический позитивизм, так и на постпозитивизм.
Витгенштейн размышлял над классическими философскими проблемами, Его главной целью было достижение ясности, как необходимого условия при формулировке философских проблем. В свою очередь эти проблемы были связаны, по его мнению, с неправильным употреблением языка, то есть с нарушением внутренней логики языка.
В своем основном труде - «Логико-философском трактате» (1921) - Витгенштейн рассматривал язык и мир, который описывается языком, как размещены в общем логическом пространстве. Это означало, что не только выражения языка, но и предметы мира имеют логическую форму. Такой подход можно объяснить по аналогии с концепцией И. Канта. Кант утверждал, что познание является возможным благодаря тому, что познаваемая нами природа - это не вещь сама собой, а явление. Она организована и структурирована субъектом, который ее познает. А Витгенштейн нам доказывал, что условием возможности утверждать или отрицать что-то с ясным и точным смыслом является то, что мир тоже имеет логическую форму подобно языку. Попробуем это положение Витгенштайна объяснить: чтобы возможно было делать ясные, четкие, однозначные высказывания типа «Такой-то предмет имеет такое-то свойство», мир должен быть структурирован определенным образом, то есть он должен содержать в себе определенные устойчивые и отличные друг от друга предметы, которые должны иметь определенные свойства. Значит, мир должен иметь структуру, параллельную к грамматической структуры языка. Мир, делает вывод мыслитель, это не «вещь в себе», это - мир нашего языка.
В «Логико - философском трактате» Витгенштейн делает такое предположение: условием возможности для предложения иметь ясный и точный смысл есть то, что любой сложный языковой выражение расчленяется на простые, а те соотносятся с позамовною реальностью. Такие «атомы» языка мыслитель называет именами, а соответствующие им атомы мира - предметами. Имя однозначно соотносится с тем предметом, который соответствует этому наименованию, причем так же, как номерные знаки на домах отвечают самым домам. Характеризуя предметы, Витгенштейн подчеркивал, что подобно тому, как мы не можем рассуждать пространственный предмет вне пространства, а временной предмет вне времени, так же мы не можем рассуждать ни о предмете вне его связи с другими предметами. Например, логическая форма такого предмета, как «синий», предполагает, что он может сочетаться с предметом «небо», создавая ситуацию «небо синее», но не может сочетаться с пред-метами типа «скрежет» или «бег».
Итак, из сочетаний предметов образуются ситуации и факты, а из сочетаний имен - элементарные и сложные предложения. Элементарное предложение является образом факта, а изображаемый предложением факт есть его смислом.Причому структура предложения, то есть то, как соединены простые элементы предложения есть ізоморфною к структуре факта. С помощью осмысленного предложения изображается возможный факт. Этот факт и предложения должны иметь одну и ту же логическую форму. Если заданный факт на самом деле имеется, то предложение является истинным, а если нет, - то ошибочным.
Вследствие вышеприведенных рассуждений Витгенштейн приходит к выводу, что осмысление предложений является образом возможного факта, а описание фактов - это дело позитивных наук. Говорить же о абсолютные моральные ценности, о божественном - невозможно, потому что есть вещи, о которых невозможно говорить, ими надо жить.
Научные законы, по Витгенштайном, не является совокупностью предложений, они имеют другую природу. Они являются способами унифицированных описаний большого количества фактов. Но как законы соотносятся с реальностью? Витгенштейн дает такое объяснение: представьте себе белую поверхность с хаотично размещенными на ней черными пятнами. Можно сделать описание этой поверхности, накладывая на нее сетку с квадратными ячейками, а можно с треугольными или шестиугольными ячейками. Разным решетке соответствуют различные системы описания мира, но эти описания совершенно ничего не говорят о саму эту поверхность, то есть этот самый мир. Следовательно, законы наук и научные теории - это не описания реальности, а только «сетки», с помощью которых осуществляется это описание, то есть правила построения описания. Закон причинности характеризует только устройство этой «сетки», а вовсе не устройство самой реальности. Но тот факт, что реальность описывается с помощью механики Ньютона, ничего еще не говорит о саму эту реальность, но об эту реальность говорит то, что с помощью одной теории она описывается проще, а с помощью другой теории - сложнее.
Итак, хотя Витгенштейн и придерживался позиции конвенціоналізму относительно научных теорий, но теории в его изображении не совсем являются произвольными, а реальность не совсем является пассивной и равнодушной к любым описаниям.
Если четко и ясно можно высказываться только с помощью естественных наук, то есть настоящая наука может говорить только о фактах, то чем тогда должна заниматься философия? По мнению Витгенштайна, все проблемы, которыми занимается философия, являются бессмысленными. Философия, считает мыслитель, нужно заниматься только анализом высказываний и осуществлять прояснение и истолкование запутанных, неоднозначных, неясных предложений.
В своей поздней философии (с 1930-х гг.) Витгенштейн отказался от тезиса, что существуют простые элементы языка, простые элементы реальности и простые отношения между ними. Он начал подчеркивать відносністьпонять «простое» и «сложное». Также он отказался от тезиса, что язык является образом и функцией языка, т.е. изображением фактов реальности. Теперь Витгенштейн подчеркивал многозначность функций языковых выражений и, соответственно, многозначность отношений между знаком и тем, к чему этот знак относится. Мыслитель предложил такой образ языка: «Представьте себе инструменты, лежащие в ящике. Здесь есть молоток, пила, тиски, гвозди и т.д. Насколько разнообразны функции этих предметов, настолько же является и разнообразными функции слов». Такие фрагменты, которые являются моделями разных употреблений языка, Витгенштейн назвал «языковыми играми». Смысл этого названия заключается в напоминании о том, как дети усваивают значение слов во время определенных игр, определенных видов деятельности. То есть под языковой игрой мыслитель понимал язык и действие, с какой речь связана. Изучение языка детьми подобное к изучению процесса перевода с одного языка на другой, т.е. предполагается, что ребенок уже имеет свою внутреннюю речь и мы ее переносим на нашу общепринятую язык. Таким образом, овладение языком является усвоением определенной техники, а овладение значениями слов является элементом этой техники.
Витгенштейн приходит к выводу, что реальность не существует для нас вне способами ее восприятия и описания, то есть мы имеем дело не с самим миром, а с миром, увиденным и понятым определенным образом, то есть связанным со словом «видеть». Философ выделяет два значения этого слова: «видеть» (то есть видеть некоторую вещь или факт) и видеть (видеть вещь или факт в определенном аспекте или определенным образом). Причем не бывает видение в первом значении без видения во втором значении.
Итак, мы имеем дело с реальностью, определенным образом осознанной, понятной и описанной. Правила наших «языковых игр» опреде-ляют то, как мы видим эту реальность, потому что у нас есть склонность предусматривать за каждым существительным какой-то предмет, который является его значением, тогда как значение слов конституируются правилами языковых игр. Именно в этом смысле Витгенштейн утверждал, что значение слова - это и есть их употребление.