Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия посбіник

Тема 7. ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

 

§ 2. Главные концепции философии науки

Позитивизм

 

Позитивизм возник как альтернатива двум идейным течениям: с одной стороны, чистом механицизма в духе Лапласа, со второй - классической философии познания XVII - XVIII вв. от Декарта до Канта. Общей основой этих течений был эмпиризм, который достигал до Ф. Бэкона в сочетании с усиленным вниманием к критике Д. Юма и одновременным неприятием метафизики, под которой понималась классическая философия Нового времени от Декарта до Гегеля.

 

В своем развитии позитивизм прошел ряд этапов, которые традиционно называют так: первый позитивизм (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. Милль), второй позитивизм (Э. Мах, А. Пуанкаре), третий позитивизм (Венский кружок и др.). Последний часто еще называют неопозитивизмом или логическим позитивизмом. Не смотря на різнобарв-ность и разнообразие различных этапов в развитии позитивизма, он имел определенные общие черты: во-первых, позитивизм господствовал в Европе с 1840-х годов до начала Первой мировой войны и приходился на относительно спокойный и мирный период в жизни Европы, который сопровождался развитием наук, их применением в непрерывном процессе индустриализации (строительство Суэцкого канала, гигантских кораблей, фабрик, заводов, Эйфелевой башни и т.д.), что привело ученых к вере в непрерывный прогресс науки; во-вторых, позитивизм утверждал примат науки и утверждал единственный метод познания - естественно-научный. Метод естественных наук работал в позитивизме не только при изучении природы, но и общества. С точки зрения позитивизма философия должна стать «положительным» знанием, как физика или биология; в-третьих, позитивизм пытался решить характерные для философской (метафизической) теории познания проблемы, опираясь на естественно-научный разум, который противопоставлялся метафизике; в-четвертых, цель познания виделась в описании явлений, а не в поиске метафизических сущностей и причин, что привело к феноменологізму, то есть до ухода от вопросов «почему?» и заменой вопросами «как?»; в-пятых, общим оптимизмом была обозначена вся эра позитивизма с его верой в неизменный прогресс науки, с уверенностью в возможности решить все проблемы человечества с помощью позитивных наук.

На этой почве во Франции в середине XIX в. возник позитивизм О. Конта, который нашел свое продолжение в Англии в философии Дж. Милля и Г. Спенсера.

Основатель позитивизма О. Конт пришел к выводу, что ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» эти причины возникают. Итак, наука, за Контом, познает не сущности, а только феномены. Г. Спенсер продолжил контовський феноменализм, усилив в нем роль механических понятий. При этом, в отличие от Конта, который считал науку главным стимулом развития общества, Спенсер усматривал стимулы действий людей и общества не в разуме, а в чувствах. Третий представитель первого позитивизма Дж. Милль был продолжателем дела Бэкона - у него мы находим четко сформулированную позицию індуктивізму. Для него понятие позитивной науки и индуктивной науки вполне совпадают. Но, в отличие от беконівського индуктивного метода, индуктивная логика Милля ориентирована уже на спланированный эксперимент, а не на сбор наблюдений.

Следует отметить, что первый позитивизм возник и развился на фоне беспроблемного развития физики и естественных наук, В физике сере-дины XIX в. господствовала ньютонівська механика как образец науки и она обеспечивала бурный прогресс науки, а потому у ученых этого периода не возникало никаких собственных гносеологічних проблем. В конце XIX в. мировоззренческая ситуация существенно изменилась.

С появлением электродинамики Максвелла в физике и на фоне кризиса основ математики были поставлены под сомнение начала ньютоновской механики. В центре внимания оказались вопросы, которые ранее никогда не возникали: что такое сила, масса, тело, время, пространство, причинность, законы природы. Это породило «гносеологічну кризис в физике». В рамках эмпиризма возникла новая волна вопросов по проблемам чувственного восприятия и к проблемам реальной истории и философии науки. В этой атмосфере возникло то новое, что отличало второй позитивизм от первого. Второй позитивизм, как и первый, негативно относился как к кантівського решения гносеологічних проблем и метафизики в целом, так и к механицизму. Но по составу проблем и методами их решения, а также по типу участников между первым и вторым позитивизмом были существенные различия, обусловленные более тесной связью второго позитивизма с наукой. Наиболее выдающимися представителями второго позитивизма были выдающиеся ученые - физики Е. Мах, П. Духем и математик А. Пуанкаре.

Согласно учению Э. Маха, в природе нет другой реальности, кроме наших собственных ощущений, и всякое изучение природы в конце концов оказывается только экономным приспособлением наших мыслей к ощущениям. Следовательно, разница между физическим и психическим сугубо практичной и условным, поскольку единственными существенными элементами мира есть только ощущения. Критерий истинности заменяется в Маха критерием успешности, а развитие науки имеет своей целью все более совершенное приспособление теории к действительности. Близкие по взглядам Е. Маха взгляды другого представителя второго позитивизма (эмпириокритицизма) П. Дюгема, который считал, что теория является не только экономным представлением экспериментальных законов, но и ее классификации. При этом классификацию Духем отождествлял с причинностью. Взгляды Е. Маха и П. Дюгема поддерживал еще один представитель второго позитивизма - А. Гипотеза - математик и физик, крупный ученый конца XIX в., который работал над созданием теории относительности и был основателем конвенціоналізму - такого направления в философском истолковании науки, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения. Для Пуанкаре исходной проблемой была проблема осознания последствий научной картины мира, которая основывалась на неевклідовій геометрии. Поэтому его конвенціоналізм наиболее рельефно просматривался на материале геометрии. «Аксиомы геометрии, писал Пуанкаре, - суть не что иное, как замаскированные определения. Никакая геометрия не может быть более истинным, чем другое. Та или иная геометрия может быть только менее или более удобной».

Итак, мы видим, что мировоззренческие позиции основных представителей второго позитивизма (эмпириокритицизма) добавили к феноменологической установки В. Конта разработку темы конвенціоналізму и условности теоретических построений. Отсюда прямой путь к различению «реалистического» и «конструктивистского» точки зрения на науку в виде противопоставления отношения к теории как к объяснению и как в описание. Все эти вопросы развились в рамках неопозитивизма и постпозитивізму XX вв.