Психология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

2. Теория образования и обучения (дидактика)

2.1. Дидактика как наука

Передача знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности подрастающим поколением началось еще на заре развития общества. Выделение этих функций в общественный институт произошло лишь с переходом к цивилизации. С тех пор образование и обучение призваны не только вооружать подрастающее поколение необходимыми для работы знаниями, но и формировать мировоззрение, духовный облик личности.

2.1.1 Предмет дидактики

Вопросы эффективной организации обучения изучает такая отрасль педагогики, как дидактика.

Дидактика (гр. didaktikos - поучительный) - отрасль педагогики, которая разрабатывает теорию образования, обучения, а также воспитания в процессе обучения.

Термин «дидактика» употребляют в педагогической литературе с начала XVII в. В широкое употребление его ввел Я.-А. Коменский. В книге «Великая дидактика» он разработал содержание образования, дидактические принципы, методы обучения, впервые обосновал классно-урочную форму обучения. Весь процесс обучения, по его мнению, должен опираться на чувственный опыт. Также он акцентировал внимание на необходимости соблюдать в процессе обучения таких требований, как легкость, основательность, лаконичность.

Французские просветители XVII ст. Ж.-Ж. Руссо, К.-А. Гельвеций, Д. Дидро, А. Гольбах и др. выступали за сочетание обучения с ремесленной работой, за активизацию учебного процесса, опору на опыт и наблюдения учащихся, критиковали зубрежки и ориентирование на голые книжные знания.

Эти прогрессивные идеи получили дальнейшее развитие в деятельности швейцарского педагога И.-Г. Песталоцци. Он пытался практически соединить обучение с производительным трудом детей на фабрике. Песталоцци требовал строить процесс обучения на основе чувственного восприятия, что способствует созданию у учеников выразительных образов и четких понятий. По его мнению, только знания, которые подкрепляются умениями и навыками, позволяющими применять их на практике. Глубокие знания возможны также при условии, что они добыты в определенной последовательности, систематизированы.

Значительный вклад в развитие дидактики сделал немецкий педагог И.-Ф. Гербарт. Особое значение он придавал проблеме виховуючого обучения, в процессе которого развиваются эмпирический, эстетический, специальный и религиозный интересы. Поціновуючи развитие мышления учащихся, главное место в обучении он отводил древним языкам и математике.

В истории дидактики вписано и имя немецкого педагога Ф.-А.-В. Дістервега. Он выступал как ярый сторонник реального образования. Обучение, по его мнению, является активным процессом, который развивает познавательные способности учащихся и способствует формированию у них самостоятельности и инициативы. Педагог считал, что глубокое овладение учащимися знаний требует постоянного побуждения их разума к познанию, самодеятельности в обучении. Причем лучшим является тот метод, который активизирует обучение. Учитель в процессе обучения помогает учащимся найти истину и таким образом вооружает их методами исследования явлений.

Существенный вклад в развитие теории и практики обучения сделал К. Ушинский. Он отстаивал мнение, что каждый народ имеет право на школу с родным языком обучения, создал целостную дидактическую систему, определил основные пути и средства развивающего обучения. К. Ушинский был поборником классно-урочной системы обучения, учет возрастных и психологических особенностей детей в учебно-воспитательном процессе. Созданная им в 60-70-х годах XIX в. дидактическая система не потеряла своей актуальности и в наши дни.

Предметом дидактики на всех этапах ее развития содержание образования подрастающего поколения и организация процесса, обеспечивающего овладение этим содержанием, а именно:

- определение цели и задач обучения;

- определение содержания образования в соответствии с требованиями общества;

- выявление закономерностей процесса обучения на основе его анализа, специальной поисково-экспериментальной работы;

- обоснование принципов и правил обучения на основе его закономерностей;

- выработка организационных форм, методов и приемов обучения;

- обеспечение учебно-материальной базы, средств обучения.

Как часть педагогики, дидактика базируется на закономерностях и принципах целостного педагогического процесса, поэтому ее можно рассматривать как теорию, которая определяет общие закономерности образования и воспитания. Но как общая теория обучения дидактика самостоятельно исследует те проблемы образования и воспитания, которые имеются лишь в процессе обучения. Через это она является самостоятельной педагогической дисциплиной.

Основными категориями дидактики являются «обучение», «образование», «преподавание (деятельность педагога в процессе обучения), «учение» (процесс познавательной деятельности учащихся), «принципы обучения», «формы обучения», «методы обучения» и «средства обучения».