Макиавеллизм (от фамилии Н. Макиавелли) - 1) тип политической деятельности, которая строится на принципе "цель оправдывает средства" и использует для достижения поставленной цели вероломности, попрания законов морали и права; 2) политическое обобщение, которое олицетворяет беспринципность, готовность применить любые меры и средства для реализации намеченного.
Макиавелли понимал политику как борьбу за достижения, осуществления и сохранения власти. Соответственно власть должна принадлежать тем, кто сумел ее захватить в процессе свободного соревнования. В произведении "Государь" Макиавелли, обращаясь к Лоренцо Медичи, изобразил в лице Чезаре Борджиа правителя, который пренебрегал законами морали и религии во время борьбы за власть. Основным критерием оценки деяния властелина стала могущество государства, а ее достижения оправдывало любые методы и средства. После выхода этого произведения имя Макиавелли стало нарицательным, а макіавеллізмом назвали политику, которая характеризуется отсутствием честности и справедливости, направленную только на успех. По мнению Макиавелли, установление величия государства было задачей не только ее обладателей, но и всех граждан.
Для одиозного толкование понятия "макиавеллизм" сам автор не давал никаких оснований. Принцип "средства оправдываются целью" относительно Макиавелли возникнет исторически позже. Принцип сформулирован иезуитами вследствие достаточно свободной интерпретации политического учения мыслителя. Руководствуясь религиозными убеждениями, они изъяли из концепции учение Макиавелли о фортуне, заменив его учением о действии в обществе скрытой высшей божественной воли, которая определяет реальную практику политической деятельности обладателя независимо от собственных желаний, представлений, сознания. Поэтому волеизъявление обладателя всегда оправдано высшим смыслом, который человек (даже сам обладатель) в состоянии осознать и понять. Общество, народ-марионетки провидения, поэтому реальная политика освобождается от моральных и даже от существующих религиозных догматов конкретной народности. То есть, основным средством достижения успеха в политике провозглашается мораль силы.
С теоретических позиций понятие "макиавеллизм" связано с соотношением политики и морали, цели и средств. Учитывая мораль, следование долгу означает соответствие политики определенным, в идеале - самым высоким моральным критериям. Обязанность в политике - это получение желаемых результатов, поэтому перед политиком встает дилемма Макиавелли: или выполнение политического долга, то есть достижения политических целей любыми, в том числе и аморальными средствами, или соблюдение моральных ценностей цене политических результатов. Другими словами, предположим, что эти результаты могут быть получены без нарушений моральных добродетелей (эту мысль Макиавелли отстаивал в связи с необходимостью власти обеспечивать общественный порядок и решать политические задачи). Более того, политика не становится морально безупречной, если дело ограничивается только ее соответствием моральным нормам и не дает политических результатов, то есть не выполняется политический долг, ведь в политике существует две обязанности. При соблюдении одного из них не становятся политиком, при выполнении другого - не остается места для морали. Если следовать обоим принципам одновременно невозможно, то между ними неизбежно встает выбор, и политик зачастую выбирает именно политику. Тогда выполнение политического долга становится моральным и этически обоснованным, считает Макиавелли.
В современной политологии термином "макиавеллизм" обозначают циничное, аморальное политическую практику, построенную на волюнтаристській основе неконтролируемого использования власти, законом для которой признается лишь конечный успех - независимо от конкретного пути достижения. Широкое использование М. имело место в теориях и практике фашизма. Теоретическую разработку М. в философии на принципах атеизма осуществлено в концепции эволюционизма Ф. Ницше и в философии культуры А. Шпенглера.
Макиавелли Н. Государь. - М., 1990; Антология мировой политической мысли: В 5 т - М., 1997. - Т.1. ; Юсим М. А. Этика Макиавелли. - М., 1990; Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю Семигина. - М., 2003; История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 1996; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт.-сост.: В. П. Андрущенко и др. - К., 2002.
Г. Калінічева