Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Макиавелли Никколо ди Бернардо (1469 - 1527) - итальянский философ, политический и общественный деятель, писатель, историк, военный теоретик, основатель политической теории Нового времени, начал процесс выделения науки о политике в самостоятельную отрасль. Родился во Флоренции в семье юриста. Происходил из древней, но обедневшей патрицианской семьи. В 27 лет стал секретарем Синьории Флорентийской Республики, то есть вторым канцлером, полномочия которого сосредотачиваются на внутренних проблемах государства. Эту должность он неизменно занимал 14 лет. Выполнял также важные дипломатические поручения. После политического переворота, который вернул власть семьи Медичи, М. обвинили в участии в мятеже и заточили в тюрьму. Он был освобожден благодаря амнистии, объявленной в связи с избранием на папский престол Льва X. Выслан в провинции, занимается литературным и научным творчеством, написал такие труды, как "Государь", "История Флоренции", "Рассуждения на i декаду Тита Ливия" и др.

Макиавелли был первым, кто воплотил в политическое знание основную идею эпохи Ренессанса: "Человек, а не бог, является центром вселенной". Репутацию теоретика политики он получил, во-первых, через свой "научный метод", во-вторых, благодаря доктрине моральной целесообразности, которая обусловила появление термина "макиавеллизм", в-третьих, благодаря разработанной им теории политического республиканизма. В основе метода М. - прагматический и утилитарный подход к политике: политическая наука должна постигать истинное положение вещей, а не рассматривать воображаемые ситуации.

Мыслитель отделил власть от морали, религии и философии, утверждая государство как авторитетную систему ценностей. Он ввел в научный оборот понятие "stato" - государство, которое он рассматривал не как форму государственного устройства - монархию, аристократию, демократию и т.д., а как специфически организованную политическую власть. М. одним из первых обосновал теорию создания государства на основе концепции "природы человека", (эгоистической по сути и направленной на самосохранение). Личным интересам отдельных лиц противостоят не только интересы других людей, но и силы природы, господства случайностей.

Центральное место в философии М. занимает идея постоянного круговорота событий, который протекает от хаоса внешних обстоятельств к сознательно человеком определенного влияния на обстоятельства, а потом внешние обстоятельства вновь воспроизводят хаос событий относительно цели, желаний и мечтаний человека. Борьба между людьми за реализацию своих интересов в полной мере проявляется в приумножении собственности - гаранта временного покорения обстоятельств индивиду. Обстоятельства, которые дают возможность людям реализовывать свои намерения в отношении отдельных лиц, иногда могут быть благоприятными. Стечение благоприятных обстоятельств М. называет "фортуной". Дифференциация благоприятных и неблагоприятных обстоятельств в сознании дает возможность человеку самому вмешиваться в "законы" фортуны, создавать временные условия для возникновения благоприятных обстоятельств.

Противопоставив теологическому пониманию государственной власти юридическое мировоззрение, понимая силу как основу права, а понятие "государство" как общее политическое состояние общества, М. в учениях о человеке исходит из единой и неизменной природы для всех времен и народов, природы, которая воплощает в лице злобність, жадность, лживость, малодушие, неблагодарность, предательство, лицемерие, ненависть, несдержанность в потребностях и желаниях и т.д. Такие негативные природные качества человека и необходимость их насильственного укрощения и обусловили появление государства как института принуждения и управления.

Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений, рассматривая ее как результат человеческой деятельности по созданию благоприятных для себя обстоятельств. В политике оказывается свобода человеческой воли в рамках законов фортуны. Политику определяет не Бог или мораль, а конкретные обстоятельства человеческой жизни. Политическая деятельность выдающихся личностей определяется только эгоистическими интересами, стяжательством, желанием обогатиться, фортуной.

По мнению М., государство - это высшее проявление человеческого духа, а служение государству - это смысл, цель и счастье человека. В трактате "Государь" он отметил, что существует лишь единственная цель, которая оправдывает безнравственные средства, - это образование и защиту государства, поскольку только она гарантирует порядок и мир. В связи с этим он большое внимание уделял лице государя, считая его основным субъектом политики. Государь, утверждает М., должно быть в глазах людей сострадательным, верным своему слову, человечным, откровенным, благочестивым, но внутренне сохранять готовность проявить и противоположные качества, если это будет нужно. Следует понимать, что государь, особенно новый, не может исполнять все то, за что людей считают добродетельными, так как ради сохранения государства он часто вынужден идти против своего слова, против милосердия и доброты. То есть он должен быть готов при необходимости не чураться зла, а по возможности не удаляться от добра. Самоуверенность, смелость и гибкость - от этих качеств, по мнению М., зависит успех политика.

Поскольку указанные качества в одном человеке встречаются крайне редко, М. делает вывод, что республики имеют преимущество перед монархиями, ибо республики предлагают значительно более широкий спектр характеров, которые могут адаптироваться в меняющихся обстоятельствах. Единоличная власть, по его мнению, необходимо при создании и реформировании государства, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Мечта философа - сильная республика, которая гарантирует своим гражданам не только расцвет свободы и равенство, смягчение различных имущественных различий. Только свобода и равенство, по мнению итальянского мыслителя, могут развивать способности личности, воплощать в ней любовь к общему благу и необходимые гражданские добродетели. Его идеал государственного устройства - сильная, жестко централизованная республика, где властвуют представители народа, молодой буржуазии и выборный глава государства, который, учитывая негативные качества человека от природы, должен быть "лисом, чтобы видеть гадов, и львом, чтобы уничтожать волков". Для объединения общества правитель может использовать любые средства ("цель оправдывает средства"), в том числе безнравственность, нечестность, жестокость, угрозы, демагогия, клевета, коварство, хитрость, вероломство и др. Только тогда республика станет действительно мощной, оправдает свое призвание, когда правитель отвергнет законы и принципы морали и установит правовую авторитарную диктатуру.

Рассматривая процессы создания благоприятных обстоятельствах средствами политики, М. дает общую характеристику свойствам политического деятеля, который может добиться успеха. По мнению философа, политик не должен быть ограничен искусственными условиями: правом, религией, собственными представлениями, обещаниями, а должен руководствоваться только отражением реальных фактов, создавать условия для возникновения благоприятных обстоятельств собственного существования, навязывать миру свой порядок. Для него существует только один закон - фортуна. Поэтому политик должен иметь свою собственную мораль, а не религиозную, чтобы обуздать стихию человеческих действий, которые обусловлены их природным эгоизмом. Эта общественно-политическая теория М. лучше всего определяется тезисом: "человек - сам творец своей судьбы".

Исповедуя вышеназванные идеалы, флорентийский мыслитель в то же время не отгораживается от традиций своих земляков - гуманистов. Он неоднократно указывает на полярность интересов бедных и богатых, говорит о справедливости и совершенный государственный строй, который должен обеспечить политическую свободу человека, демократическое городское самоуправление. Хотя его именем названа политику, основанную на культе грубой силы и пренебрежении моральных норм - "макиавеллизм", сам философ никогда не призывал к нарушению законов, к политической безнравственности и насилия. Настоящая сущность учения Макиавелли предстает с его собственных слов: "В моей повествования никогда не было ни стремления скрыть безчесну дело под благотворительной личиной, ни навести тень на похвальное деяние".

Макиавелли Н. Государь. - М., 1990; Макиавелли Н. Рассуждения о И декаде Тита Ливия. - М. , 1996; О военном искусстве. - М., 1939;, История Флоренции. - М., 1987; Флорентийские хроники. - К., 1998; Антология мировой политической мысли: В 5 т. - М., 1997 - Т. 1; Юсим М. А. Этика Макиавелли. - М., 1990; Политологическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. Г. Ю Семигина. - М., 2003; История политических и правовых учений / Под ред. В. С. Нерсесянца. - М., 1996; Философия политики: Краткий энциклопедический словарь / Авт. - сост.: В. П. Андрущенко и др. - К., 2002; Политологический энциклопедический словарь: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. завед. / За ред. Ю. С. Шемшученко, В. Д. Бабкина - К., 1997;

Г. Калінічева