Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Мазепа Иван Степанович (20.03.1639, с. Мазепинцы Белоцерковского уезда - 22.09.1709, м. Бендеры; дать неточные)- князь (1707 г.), гетман Войска Запорожского (с 1687 г.). Происходил из украинского шляхетского рода. Учился в Киево-Могилянском коллегиуме, в иезуитской коллегии в Варшаве, в университетах Германии, Италии, Франции. К 1656 г. занимал должность камергера короля Речи Посполитой. С 1659 г. выполнял дипломатические поручения короля в Украине: в 1659 г. ездил с посланием к И. Выговского, в 1660 г. - Ю. Хмельницкого, в 1663 г. вел переговоры с П. Тетерей. В 1663 г. вернулся в семейное поместье. В 1669 г. получил от короля почетную должность черниговского подчашего. В конце 1669 г. стал ротмистром надворной хоругви гетмана П. Дорошенко, впоследствии стал генеральным писарем. Выполнял дипломатические поручения гетмана в Крымском ханстве. В 1674 г. перешел на службу к гетману И. Самойловича: выполнял личные поручения, руководил его воспитанием сыновей. Впоследствии занял должность генерального есаула. 25 июля 1687 г. избран гетманом. 24 октября 1708 г. провозгласил выход Войска Запорожского из-под власти Российского государства и перешел к военного лагеря шведского короля Карла XII. После поражения шведско-украинского союза в Полтавской битве 27 июня 1709 г. вместе со своим правительством, запорожским и частью реестрового казачества образовал украинскую политическую эмиграцию в пределах Османской империи. Награжден орденами Св. Андрея (Российское государство) и Белого орла (речь Посполитая).

При избрании вместе с полковниками и старшиной заключил с царскими представителями Коломакские статьи. Осуществлял активное реформирование социальной, финансовой, военной и образовательной сфер.

В 1692 г. начал ревизию землевладения, направленную на восстановление системы служебного землепользования и увеличению поступления налоговых средств в казну Войска Запорожского. Осуществлял мероприятия по упорядочению сословной структуры общества. Способствовал созданию наследственного привилегированного сословия (бунчуковые, войсковые и значковые товарищи). В 1690 г. осуществил просмотр служебной годности и перепись казаков. В 1691 г. подтвердил неотчуждаемость служебного землепользования и сословные права казачества. В 1692 и 1701 г. ограничил налоги и повинности крестьян, ввел возможность их прямой апелляции к гетману с исками против частных владельцев или пользователей имений. В 1701 г. перевел в крестьянское состояние казачьих подсоседков. Сделал попытку переложить часть повинностей в пользу Войска Запорожского с крестьянства на землевладельцев и землепользователей. Ограничивал использование крестьянства и мещанства на военные нужды царского правительства. Осуществлял политику, направленную на увеличение регулярной наемной армии.

В течение 1692 - 1695 гг. проводил налоговый эксперимент по замене откупных платежей по производству и торговле алкоголем (аренд) другими формами налогообложения. Результатом эксперимента стало сохранение аренд в ограниченном виде, внедрение частичного контроля населения над осуществлением косвенного налогообложения. Признал частичную децентрализацию использования налоговых средств. Осуществлял мероприятия по замене натуральных государственных повинностей налогами.

С 1704 г. осуществлял мероприятия по хозяйственного освоения и восстановления администрации Запорожского Войска на Правобережной Украине. Осуществлял политику упорядочения отношений Войска Запорожского и Запорожской Сечи с помощью прямого подчинения последней гетману.

Направлял значительную часть клада Войска Запорожского на развитие образования и культуры, поддержку православной церкви в Войске Запорожском и за его пределами.

Признал и применил прямое волеизъявление населения для решения вопросов изменения налоговой системы Войска Запорожского. В письме царей Ивана и Петра Алексеевичей от 13 апреля 1692 г. возбудил вопрос об ограничении функций царского правительства по формированию системы власти в Войске Запорожском. В частности, юрисдикцию над гетманом Войска Запорожского должен был иметь только Генеральный суд, который выносил решение о его отставке или наказания. Царь мог делать представления Генерального суда в этих вопросах и утверждал судебные приговоры. Одновременно гетман отказывался от любых претензий на личную юрисдикцию и кадровую политику в Войске Запорожском.

Видное место в высказываниях, публичных выступлениях (в частности, речи 24 октября 1708 г.), документах (в письме к И. Скоропадского от 30 октября 1708 г. и т. д.) М. занимает тема развития украинской государственности. Центральной для него была концепция "свободного народа" - непрерывного исторического государства и свободного волеизъявления украинцев, которые как территориальная міжстанова корпорация после падения Киевской Руси сохраняли автономию, входя через конституционные договоры в состав других государств. Нарушение таких договорных условий украинской автономии с правительствами некоторых государств считал правомерной причиной выхода из соответствующих государственных образований.

По мнению М., условием развития государства является объединение всех политических сил вокруг гетмана Войска Запорожского. Препятствием на этом пути он считал разновекторность внешнеполитических ориентаций, регионализм и сервілізм, распространенные в украинском обществе, политизированность и отсутствие идеи единовластия среди украинской элиты. Основной исторической препятствием развития украинского государства М. считал гражданскую войну с привлечением внешних союзников, а предпосылкой устойчивого развития - мир.

Основной причиной выхода своего правительства из-под царской власти провозгласил нарушения последней принципов украинско-российских договоров: несостоятельность Российского государства обеспечить военную защиту территории Войска Запорожского, самовольное увеличение ее административной присутствия в украинской автономии, нарушение властной вертикали в последний, планы по реорганизации ее социального и политико - административного устройства и принудительного переселения украинцев.

Дипломатия М. была направлена на обеспечение мирного и автономного развития, экономических интересов Войска Запорожского; защита религиозных и культурных прав украинского населения Речи Посполитой. М. входил в дипломатические отношения с правительствами и группировками знати Речи Посполитой,

Крымского ханства, Шведского королевства, Молдавского княжества, Всевеликого войска Донского и др.

8 октября 1709 г. между правительством Г., Запорожской Сечью и Шведским королевством было заключено трехстороннее соглашение, оригинал и достоверный содержание которой неизвестны. Отдельные исследователи предполагают, что в течение 1707 - 1709 гг. М. заключил также другие договоры с Шведским королевством и Речью Посполитой (С. Лещинским).

Костомаров М. Мазепа и мазепинцы. - Львов, 1895; Оглоблин О. Гетман И. Мазепа и его эпоха. - Нью-Йорк, 1960; Борщак И. Иван Мазепа // Мазепа. Орлик. Войнаровский. - Львов, 1991; Кресин А. Политико - правовое наследие украинской политической эмиграции первой половины XVIII ст. - К., 2002; Мацкив Т. Гетман И. Мазепа в западноевропейских источниках 1687-1709. - К., 1995; 3 эпистолярного наследия гетмана И. Мазепы. - К., 1996; Мазепа: Сборник. - Вып. 1,2. - Варшава, 1938.

О. Кресин