Уроки Музыки
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки музыки 5-8 классы

7 КЛАСС

 

Тема 1. Образное содержание музыки

Урок 11

Тема урока. Динамика и колорит музыкальных произведений. Разучивание песни "Степом, Степом" А. Пашкевича. Слушание музыки. Д. Шостакович. Седьмая симфония (И ч.)

 

Цель урока: прививать интерес к хоровому пению, учить рассуждать о услышанную музыку, делать самостоятельные выводы и обобщения; развивать образное мышление, совершенствовать вокально-хоровые навыки; воспитывать чувство любви к украинскому народу и его истории.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: нотный текст песни, фортепиано, магнитофон, аудио-запись, портрет Д. Шостаковича.

Ход урока

I. Организация класса к уроку

1. Музыкальное приветствие.

2. Объявление темы урока.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

Слушая произведения, вы обращаете внимание на динамику и колорит музыкальных произведений. На прошлом уроке вы убедились, какое значение имеет динамика в воспроизведении музыкального образа, слушая „Танец с саблями” А. Хачатуряна. Посмотрите на упражнение и выполните ее (на доске) с определенными динамическими оттенками.

 

 

1. Определяем тональность, размер, делаем характеристику динамических оттенков.

2. Настройка в тональности.

3. Сольфеджування упражнения.

 

III. Разучивание песни „Степом, Степом”.

1. Вступительная беседа.

А. Пашкевич родился 11 февраля 1938 г. на Житомирщине. Его поколения, которое называли детьми войны, претерпело много ужасов и бедствий. Свои университеты проходил с баяном в руках и с песней в сердце. Работая затем в хоровых коллективах, в репертуар брал и свои песни. Проходят годы, появляются песни „Мамина вишня”, Небреці”, „Хато моя, белая хато”. И даже если бы талант художника сумел на одну песню „Степом, Степом” на слова Николая Негоды, что стала реквием всем и сейчас, то и тогда его имя было бы записано в Золотую книгу украинской народной песенной истории. Впервые песня прозвучала в 1967 p., и сейчас уже трудно представить празднование Дня победы без этого тоскливого реквиема.

Когда звучит „Степью, степью”, а к подножию памятника погибшим ложатся цветы, к каждому из нас приходит осознание того, какой ценой была одержана победа.

2. Прослушивание песни в исполнении солиста и хора

(Дети слушают песню и характеризуют).

- Обратили ли вы внимание на роль выразительных средств: ритма, динамики, темпа?

- Какова основная идея текста слов песни?

 

Степом, Степом

Слова М. Непогоды

Музыка А. Пашкевича

 

image196

image197

 

Степью, степью розгулись пушки.

Степью, степью клекот нароста.

Степью, степью падают солдаты,

А вокруг шумят ржи.

 

Степью, степью поросли березки,

Степью, степью солнце растеклось -

Степью, степью встали обелиски,

А вокруг разрыв колосьев.

 

Степом, Степом - людям рожь жать.

Степом, Степом - даль махнет крылом.

Мать, мать ждет своего солдата,

А солдат спит вечным сном.

 

3. Разучиваю песню за нотным текстом, сначала охарактеризовав его. Обращаю внимание на ритм песни, дикцию, дыхание, чистоту интонирования.

 

IV. Слушание музыки.

Тему Великой Отечественной войны продолжит еще один из наиболее выдающихся произведений этого периода - Седьмая симфония Д. Шостаковича.

- Что такое симфония?

- Какие группы инструментов входят в симфонический оркестр? Дмитрий Шостакович родился в 1906 г. в г. Петербурге, там окончил консерваторию как пианист и композитор. Написал 13 симфоний, 2 балеты, оратории, музыку к кинофильмам, песни.

Среди симфоний особое место занимает Седьмая („Ленинградская”), которая была написана в 1941 г. во время блокады Ленинграда. Страшное военное время, голод, холод, а симфония впервые прозвучала в 1942 году. Из музыкантов симфонического оркестра осталось 15 человек, а нужно 100. Созвали всех музыкантов.

9 августа VII симфонию Шостаковича сыграли в зале филармонии. А на партитуре было написано „Посвящается городу Ленинграду”. В ней композитор раскрыл борьбу народа против фашизма, борьбу двух миров.

„Седьмая симфония, - писал композитор, - это поэма о нашей борьбе за победу”.

2. Слушание произведения.

3. Характеристика произведения.

Это эпизод нашествия врага, которое начинается удаленным дробью малого барабана. А дальше едва слышно возникает тема врага. Она имеет тему марша и лишена живых интонаций. Тема врага нарастает, становится неистовой и оголтелой. Здесь вы можете проанализировать роль динамики, ритма, темпа в раскрытии образа врага.

- Как передано в музыке образ разрушительной силы?

- Какими средствами изображена жестокость, фашизм?

4. Характеристика прослушанного произведения.

Постепенное изменение громкости ассоциируется с приближением или удалением событий. Мы себе представляем, как приближается страшное бедствие войны. Вы заметили, что динамика является здесь основным музыкально-виражальним фактором в раскрытии образного содержания музыки.

Перед слушанием второго фрагмента целесообразно детям дать задание проследить, как с помощью музыки показана борьба с фашизмом, его уверенность в победе. Более глубокому восприятию музыки, постижению его содержания, поможет использование репродукции картины А. Дейнеки „Оборона Севастополя” и стихотворение М. Бажана „Седьмая симфония Шостаковича”.... Пустая аудитория. Ноты. Рояль.

И он, прищуриваясь по-мальчишески,

Всматривается в то, что мы впоследствии увидим, -

Завтрашний лик победы и кары ...

Симфонии Седьмой жур мажорность,

Одухотворенность этого музыканта тревожного,

Худенького, утомленного громовержца. -

Она объединила нас каждого,

Раскаленное сердце впаявши к сердцу.

О, музыки благословение соборность!

 

V. Итог урока.