Политология
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Политологический словарь

Летопись С. Величка - крупнейший украинский историко-литературное произведение XVIII в., написан бывшим военным канцеляристом Самойло Васильевичем Величком в 1720-х годах. Состоит из

двух самостоятельных частей: "Сказание о войне козацкой с поляками через Зеновия Богдана Хмельницкого..." (1648 - 1659 гг.) и "летописное Повествование о малороссийских и отчасти других событиях..." (1660 - 1700 гг.)). Охватывает события 1648 - 1700 гг. в Украине и европейских странах, однако вспоминает и более ранние и более поздние (до 1725 г.). Сохранился оригинал и один список JI. В. Впервые издан в четырех томах в 1848 - 1864 гг. Автор Л. В. использовал значительное количество опубликованных и рукописных документов, литературных источников и прессы.

С. Величко - сторонник монархии, ограниченной сословно-представительными органами. Определенным ориентиром для него является политико - правовой строй Речи Посполитой. Монарх, по его мнению, является наместником Бога на Земле и имеет соответствующие качества: справедливость и милосердие к подданным. Отношения монарха с подданными, объединенными в состояния, являются договорными. Такие договоры заключаются при избрании монарха, содержащих права и обязанности сторон и утверждаются взаимной присягой. Нарушения договорных отношений со стороны короля освобождает подданных от присяги и дает им право на различные формы сопротивления, включая переход - личный или, по решению состояний (прежде всего дворянства) определенной территории, коллективный вместе с территорией - в протекцию до другого монарха. Украинская нация для автора - прежде всего социально-политический организм, олицетворяется в шляхте и казачестве. Казачество за свою воинскую службу по охране Речи Посполитой от внешних врагов (прежде всего Оттоманской Порты и Крымского ханства) получило наследственные сословные права, равные с дворянскими. Поэтому основным содержанием событий 1648 - 1654 гг. для С. Величко является решение казачества во главе с Б. Хмельницким как сословной корпорации украинских земель, о выходе из протекции польского монарха - короля и принятия протекции другого монарха - московского царя - вместе со своей территорией - Украиной (ее Л. И. ограничивает Средним Приднепровьем). Такую политическую нацию - казачество - Л. В. выделяет как функциональный элемент с "русского" этноса, который охватывает украинские и белорусские земли, находившиеся в пределах Речи Посполитой в 1648 г.).

Л. В. не считает, что Освободительная война середины XVII в. привела к изменению социальной организации украинского общества, считая ее традиционной. Система администрации Запорожского Войска для автора полностью соответствует традиционному казачьему самоуправлению. В общем автор не видит альтернатив пребыванию Украины под властью того или иного монарха - при безусловном соблюдении прав украинских состояний, до которых включает право на самоуправление и использования налоговых средств на местные нужды. Основной обязанностью (как территории, подконтрольной казацкому состояния) относительно суверена - монарха С. Величко считает военную службу, защиту от внешних врагов. Автор рассматривает Переяславский договор 1654 г. как вечный. Государственно-правовые отношения Войска Запорожского с Русским государством в интерпретации Л. В. целом соответствуют конституционной модели тогдашней Речи Посполитой и определяются как "союз и протекция". Автор осуждает сужение автономных прав Войска Запорожского царским правительством, однако считает, что вопрос их восстановления следует решать путем не восстание, а соответствующего аргументированного обращения монарха - царя.

Политику независимости Украины (в Л. В. - "нейтралізм") автор считает временным, что должно заканчиваться выбором состояниями того или иного монарха. Длительное проведение такой политики, по мнению Л. В., нелегитимное и даже губительно для Украины. Такую политику в Войске Запорожском Л. В. приписывает только П. Дорошенко. Большую благосклонность автор выявляет по тогдашней концепции "свободного народа", что имела автономістичний содержание. Не отказываясь от идеи соборности русских (украинских и белорусских) и "украинских" (Среднее Приднепровье) земель, автор считает политику соборности в тогдашних условиях несбыточной и призывает отказаться от нее ради предотвращения гражданской войны и иностранному вмешательству, сохранению автономии частей Украины под властью различных монархов.

Гетманский ранг Л. В. приравнивает к княжескому. Автор выступает за ограничение полномочий гетмана, в частности в финансовой сфере, в пользу представительного органа - казацкой рады (генеральной старшины и полковников). В частности, автор обосновывает необходимость отделения "военного"(что относится к Войска Запорожского) и гетманского сокровищ, отмена неподотчетна контроля гетмана над первым. Решение такой ситуации Л. В. видит в введении должности генерального военного казначея, подотчетного казацкой раде. Свои взгляды относительно ограничения гетманской власти на пользу казацких представительных органов С. Величко косвенно выразил через включение в Л. В. выдающегося памятника украинской политико - правовой мысли - анонимного стихотворения конца XVII в. "Эй, Иван, поповичу - гетман".

Наибольшей угрозой существованию Войска Запорожского Л. В. считает гражданскую войну, что вызвано негативными чертами в ментальности украинцев - честолюбии, стяжательством, невежеством и простодушием, склонностью к раздору и т.д., которые автор осуждает, а также ориентациями населения на различных монархов. Автор уделяет значительное внимание темам патриотизма, этнического и религиозного отступничества.

Л. В. разделяет божественное и природное (или естественное) право, отстаивает неотделимость прав человека, предоставленных Богом (природных) и натуральных (вытекающие из природы живого существа) прав. Земные законы должны соответствовать естественному праву. Именно с позиции зрения стремление казачества восстановить нарушенные польским народом естественные права человека Л. И. рассматривает Освободительной войне середины XVII ст.

Л. В. уделяет значительное внимание месту Запорожской Сечи в украинском политическом процессе. В нем наиболее полно раскрыта политико - правовая идеология Запорожской Сечи начале XVIII ст. Сечь предстает как самостоятельный политический организм, что вместе с Войском Запорожским подчиняется гетману, сохраняя, однако, полную автономию. Гетман как руководитель этих двух автономных образований должен обязательно выполнять политическую волю Запорожской Сечи, выразителями которой являются запорожская совет и кошевой атаман. Решение Запорожской Сечи являются более авторитетными, чем Войска Запорожского, потому что она является более древним образованием, что положило начало городовому казачеству. Запорожская Сечь в случае неудовлетворения гетманом ее нужд или в случае несогласия с его политикой может признать над собой власть другого гетмана или выбрать собственного, не связанного с Войском Запорожским. Для Запорожской Сечи гетман является посредником в ее отношениях с монархом.

Л. В. содержит оригинальный вариант сарматизма - теории происхождения украинцев и поляков от древнего народа сарматов. Автор использует это описание для подчеркивания давности украинцев, их этнической и государственной первенства по сравнению с поляками, справедливости Освободительной войны середины XVII в. и легитимности особых казачьих сословных прав.

Л. В. является крупнейшей украинской сборкой аутентичных документов, инкорпорированных в целостное произведение. Одновременно он является одним из самых масштабных в тогдашней украинской истории литературе примеров фальсификации, и прежде всего сознательного, документов. В общем в полном объеме и детальном пересказе Л. И. содержит более 210 подлинных и не подлинных документов, датированные 1638 - 1700 гг. Большинство из них являются важными источниками для изучения истории украинского государства, права и политико - правовой мысли. С почти 100 документов, датированных до 1690 p., большая половина не являются аутентичными и есть или фальшивыми или изложенными со значительным искажением текста. Полностью сфальсифицировано переписки, связано с Запорожской Сечью до 1687 г. После 1690 г. (когда С. Величко вступил на службу до генерального писаря В. Кочубея и получил доступ к документации Войска Запорожского) Л. В. является в основном сборником документов с небольшими комментариями. Документы, датированные 1690 г. и более поздние, являются достоверными и преимущественно корректно поданными. Л. В. содержит также значительное количество фрагментов и полных текстов научных и литературных произведений.

С. Величко. Летопись - М„ 1991. - Т. 1,2; Апанович Е. Рукописная светская книга XVIII в. на Украине: Исторические сборники. - К., 1983; Дзира Я. Самийло Величко и его летопись // Историографические исследования в Украинской ССР. - 1971. - Вып. 4; Клепацкий П. Г. Летопись Самийла Величко. - Полтава, 1926; Герасименко H. О. Исторические события 1648 - 1657 гг. в Украине в освещении С. Величко // Историческое наследие в свете современных исследований. - К., 1995.

О. Кресин