География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Железнодорожный транспорт остается преимущественно внутрішньоконтинентальним видом транспорта и обслуживает перевозки государств, находящихся в регионе. Там он имеет значение международного вида транспорта. Однако и в пределах одного региона железной дороги не всегда образуют единую систему, прежде всего из-за разной ширину колеи. Западная Европа имеет, кроме государств Пиренейского полуострова и Финляндии, единую колею, в Северной Америке такая же колея. На территории бывшего СССР исторически сложилась более широкая колея, а в других частях Восточной Европы она соответствует западноевропейской. В других регионах мира, даже в пределах одного государства, железные дороги имеют разные пути. В общем на западноевропейскую колею приходится до 3/4 длины дорог мира. Единую транспортную систему железной дороги образуют только в Северной Америке и большей части Западной Европы (включая часть государств Восточной Европы). Россия и государства, входившие в состав СССР, образуют свою самостоятельную систему железных дорог уже вследствие особой ширины колеи. Большие различия есть и в масштабах электрификации железных дорог: в целом в Европе она намного превосходит Северную Америку. Однако и в Европе далеко не все направления электрифицированы, а на электрифицированных действуют разные стандарты (постоянный, переменный ток). Различаются параметры грузовых вагонов, цистерн, вес складов и т.д. В Северной Америке и Западной Европе все государства связаны с загальнорегіональною сетью (после сооружения подводного тоннеля под Ла-Маншем к ней присоединилась и Великобритания, а Скандинавские страны имеют связь с помощью железнодорожных паромов, мостов и тоннелей). Западная Европа через Восточную Европу имеет выходы в Китай и Вьетнам по дорогах с различными путями. Других межрегиональных единых железнодорожных связей нет. Проекты прокладки подводных тоннелей из Европы в Африку, а из России через Берингов пролив в США пока не имеют реальной основы.

Железнодорожная сеть регионов мира, которая формировалась в течение почти двух веков, пока не привела к созданию единой наземной транспортной системы, которая могла бы обеспечить непрерывные мировые хозяйственные связи. Современная роль железных дорог в отдельных регионах мира отражена в разнице грузо - и пассажирооборота. Она зависит от многих факторов (например, длина линий, величина территории, численность населения, экономический потенциал). Северная Америка, Восточная Европа и Азия выполняют наибольшую работу по перевозке грузов по железным дорогам мира - от 1400 до 1700 млрд т/км, в 5-7 раз превышая уровень Западной Европы. В этих регионах дилеры перевозок - США, КНРі Россия. По пассажирообороту Азия далеко опережает Европу, а лидером в мире оставалась Япония - 395 млрд пас/км, КНР - 354, Индия - 323, Россия - 192, США - 8,7 млрд пас/км. Хотя железные дороги есть в 140 странах мира, более 1/2 их общей длины приходится на «первую десятку стран»: США, Россию, Канаду, Индию, Китай, Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию.