ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ
Железнодорожный транспорт остается преимущественно внутрішньоконтинентальним
видом транспорта и обслуживает перевозки государств, находящихся в регионе.
Там он имеет значение международного вида транспорта. Однако и в пределах одного
региона железной дороги не всегда образуют единую систему, прежде всего из-за разной
ширину колеи. Западная Европа имеет, кроме государств Пиренейского полуострова и
Финляндии, единую колею, в Северной Америке такая же колея. На территории бывшего
СССР исторически сложилась более широкая колея, а в других частях Восточной Европы
она соответствует западноевропейской. В других регионах мира, даже в пределах
одного государства, железные дороги имеют разные пути. В общем на западноевропейскую
колею приходится до 3/4 длины дорог мира. Единую транспортную систему железной дороги
образуют только в Северной Америке и большей части Западной Европы
(включая часть государств Восточной Европы). Россия и государства, входившие в
состав СССР, образуют свою самостоятельную систему железных дорог уже вследствие
особой ширины колеи. Большие различия есть и в масштабах электрификации
железных дорог: в целом в Европе она намного превосходит Северную Америку. Однако и
в Европе далеко не все направления электрифицированы, а на электрифицированных действуют
разные стандарты (постоянный, переменный ток). Различаются параметры грузовых
вагонов, цистерн, вес складов и т.д. В Северной Америке и
Западной Европе все государства связаны с загальнорегіональною сетью (после
сооружения подводного тоннеля под Ла-Маншем к ней присоединилась и Великобритания, а
Скандинавские страны имеют связь с помощью железнодорожных паромов, мостов и
тоннелей). Западная Европа через Восточную Европу имеет выходы в Китай и Вьетнам по
дорогах с различными путями. Других межрегиональных единых железнодорожных связей
нет. Проекты прокладки подводных тоннелей из Европы в Африку, а из России
через Берингов пролив в США пока не имеют реальной основы.
Железнодорожная сеть регионов мира, которая
формировалась в течение почти двух веков, пока не привела к созданию единой
наземной транспортной системы, которая могла бы обеспечить непрерывные мировые
хозяйственные связи. Современная роль железных дорог в отдельных регионах мира
отражена в разнице грузо - и пассажирооборота. Она зависит от многих факторов
(например, длина линий, величина территории, численность населения,
экономический потенциал). Северная Америка, Восточная Европа и Азия выполняют
наибольшую работу по перевозке грузов по железным дорогам мира - от 1400 до 1700
млрд т/км, в 5-7 раз превышая уровень Западной Европы. В этих регионах дилеры перевозок - США,
КНРі Россия. По пассажирообороту Азия далеко опережает Европу, а лидером в мире
оставалась Япония - 395 млрд пас/км, КНР - 354, Индия - 323, Россия - 192, США -
8,7 млрд пас/км. Хотя железные дороги есть в 140 странах мира, более 1/2 их общей
длины приходится на «первую десятку стран»: США, Россию, Канаду, Индию, Китай,
Австралию, Аргентину, Францию, ФРГ и Бразилию.