ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Создание и развитие воздушного
транспорта в наибольшей степени соответствует функционированию хозяйственного и
общественной жизни в отдельных странах, регионах и мире в целом. Он взял на себя
важнейшие задачи интернационализации и глобализации всех сторон человеческой
деятельности во второй половине XX в. Главное преимущество воздушного транспорта -
скорость сообщения, охват его деятельностью практически всей территории
земного шара. Это сближает функции воздушного транспорта и телекоммуникаций, где
главное - доставка информации или ее творца - человека. Вместе с тем авиаперевозки
обеспечивают перемещение только самых ценных или срочных грузов -
продукции наиболее квалифицированной деятельности науки и промышленности.
Воздушный транспорт до последнего времени
развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок. Доля
воздушного транспорта в мировом грузообороте всех видов транспорта очень мала
и составляет менее процента. Однако его роль в доставке срочных грузов вне
конкуренции, а в условиях глубокого международного разделения труда это имеет большое
значение. Он все больше осваивает большие перемещения грузов; например, тяжелый
транспортный самолет «Мрия» выполняет задачи разного характера: научные,
природоохранные, противопожарные, спасательные, монтажные, полицейские и т.п. Они
будут расширяться с созданием новых типов и поколений самолетов и
вертолетов, других видов воздушных средств. Все это расширяет перспективы
рост воздушного транспорта. В наше время идет процесс формирования персональных
летательных средств, насчитывающие сотни тысяч единиц. В структуре пассажирских
авиаперевозок преобладают внутренние рейсы, на которых в 1995 г. было перевезено
71 % пассажиров, а на международных - 29 % всего их количества. Воздушный
транспорт в значительной степени монополизирован. В мире насчитывается ок. 1,5 тыс.
авиакомпаний, однако в 1995 г. на долю крупнейших из них приходилось ок. 54 %
мировых перевозок пассажиров и 61 % пассажирооборота. Преобладали компании
Северной Америки (8), Европы (6), Японии (3). В деятельности авиакомпаний
происходят сложные процессы конкуренции, которые заставляют их стремиться к
интеграции и кооперации. Это усиливает их роль в концентрации авиаперевозок.
Только за 1980 - 1995 гг. доля крупнейших авиакомпаний в мировом пассажирообороте увеличилась с 50
к 60 %. Они контролируют практически все регулярные пассажирские авиаперевозки.
Развитие воздушного транспорта во второй половине XX в. изменил роль отдельных
регионов в пассажирообороте. Авиационный пассажирский транспорт обнаружил все свои
преимущества на дальних и супердалеких маршрутах и в преодолении больших водных и
арктических пространств. Показателем этого является рост международного пассажирооборота,
что в 1995 г. составлял 56 % всех авиаперевозок. Он очень различается по
регионах мира: Западная Европа, Африка и Океания - 80-90 %; Северная Америка -
всего 30 %. Ведущая роль Северной Америки в авиаперевозках пассажиров
значительно изменилась, но пока регион остается их лидером, особенно США (в
1995 г. - свыше 38 % пассажирооборота в мире). Очень выросла доля Азии как по
счет Японии (6 % в мире), так и КНР (до 10 %). Западная Европа, как и
ранее, остается на втором месте в авиаперевозках: крупнейший
пассажирооборота Великобритании (ок. 7 %). Разукрупнение одной из крупнейших в
мире авиакомпаний - советского «Аэрофлота» - на 380 мелких компаний
позволило ему в 1995 г. занять 25-е место среди всех авиакомпаний
мира.
Воздушный транспорт для своей стойкой
и безопасной работы требует очень сложной инфраструктуры. В наше время в мире
насчитывается более 5 тыс. аэропортов. Через каждый крупнейший аэропорт мира
(например, в США - в Чикаго, Атланте, Далласе, Лос-Анджелесе, в Великобритании
- в Лондоне) ежегодно проходит от 50 до 70 млн пассажиров - население целой
великой страны. Это предопределяет жесткие требования не только к безопасности полетов, но и
к приему пассажиров, организации их обслуживания. Современные аэропорты
мирового значения - это сложнейшие инженерно-технические сооружения, насыщенные
самыми современными видами оборудования. Прежде всего это касается мощных систем
радиолокации и телекоммуникаций, позволяющие непрерывно контролировать и
регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать связь с авиалайнерами в зоне
обслуживание аэропортов.