География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Создание и развитие воздушного транспорта в наибольшей степени соответствует функционированию хозяйственного и общественной жизни в отдельных странах, регионах и мире в целом. Он взял на себя важнейшие задачи интернационализации и глобализации всех сторон человеческой деятельности во второй половине XX в. Главное преимущество воздушного транспорта - скорость сообщения, охват его деятельностью практически всей территории земного шара. Это сближает функции воздушного транспорта и телекоммуникаций, где главное - доставка информации или ее творца - человека. Вместе с тем авиаперевозки обеспечивают перемещение только самых ценных или срочных грузов - продукции наиболее квалифицированной деятельности науки и промышленности.

Воздушный транспорт до последнего времени развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок. Доля воздушного транспорта в мировом грузообороте всех видов транспорта очень мала и составляет менее процента. Однако его роль в доставке срочных грузов вне конкуренции, а в условиях глубокого международного разделения труда это имеет большое значение. Он все больше осваивает большие перемещения грузов; например, тяжелый транспортный самолет «Мрия» выполняет задачи разного характера: научные, природоохранные, противопожарные, спасательные, монтажные, полицейские и т.п. Они будут расширяться с созданием новых типов и поколений самолетов и вертолетов, других видов воздушных средств. Все это расширяет перспективы рост воздушного транспорта. В наше время идет процесс формирования персональных летательных средств, насчитывающие сотни тысяч единиц. В структуре пассажирских авиаперевозок преобладают внутренние рейсы, на которых в 1995 г. было перевезено 71 % пассажиров, а на международных - 29 % всего их количества. Воздушный транспорт в значительной степени монополизирован. В мире насчитывается ок. 1,5 тыс. авиакомпаний, однако в 1995 г. на долю крупнейших из них приходилось ок. 54 % мировых перевозок пассажиров и 61 % пассажирооборота. Преобладали компании Северной Америки (8), Европы (6), Японии (3). В деятельности авиакомпаний происходят сложные процессы конкуренции, которые заставляют их стремиться к интеграции и кооперации. Это усиливает их роль в концентрации авиаперевозок. Только за 1980 - 1995 гг. доля крупнейших авиакомпаний в мировом пассажирообороте увеличилась с 50 к 60 %. Они контролируют практически все регулярные пассажирские авиаперевозки. Развитие воздушного транспорта во второй половине XX в. изменил роль отдельных регионов в пассажирообороте. Авиационный пассажирский транспорт обнаружил все свои преимущества на дальних и супердалеких маршрутах и в преодолении больших водных и арктических пространств. Показателем этого является рост международного пассажирооборота, что в 1995 г. составлял 56 % всех авиаперевозок. Он очень различается по регионах мира: Западная Европа, Африка и Океания - 80-90 %; Северная Америка - всего 30 %. Ведущая роль Северной Америки в авиаперевозках пассажиров значительно изменилась, но пока регион остается их лидером, особенно США (в 1995 г. - свыше 38 % пассажирооборота в мире). Очень выросла доля Азии как по счет Японии (6 % в мире), так и КНР (до 10 %). Западная Европа, как и ранее, остается на втором месте в авиаперевозках: крупнейший пассажирооборота Великобритании (ок. 7 %). Разукрупнение одной из крупнейших в мире авиакомпаний - советского «Аэрофлота» - на 380 мелких компаний позволило ему в 1995 г. занять 25-е место среди всех авиакомпаний мира.

Воздушный транспорт для своей стойкой и безопасной работы требует очень сложной инфраструктуры. В наше время в мире насчитывается более 5 тыс. аэропортов. Через каждый крупнейший аэропорт мира (например, в США - в Чикаго, Атланте, Далласе, Лос-Анджелесе, в Великобритании - в Лондоне) ежегодно проходит от 50 до 70 млн пассажиров - население целой великой страны. Это предопределяет жесткие требования не только к безопасности полетов, но и к приему пассажиров, организации их обслуживания. Современные аэропорты мирового значения - это сложнейшие инженерно-технические сооружения, насыщенные самыми современными видами оборудования. Прежде всего это касается мощных систем радиолокации и телекоммуникаций, позволяющие непрерывно контролировать и регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать связь с авиалайнерами в зоне обслуживание аэропортов.