География
Уроки по географии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ГЕОГРАФИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА

МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Развитие автомобильного транспорта в регионах и отдельных государствах определяется величиной парка автомобилей, протяженностью и состоянием автодорожной сети, а также экономической возможностью и потребностью в работе автотранспорта. При общем количестве автомобилей в мире, что в 1995 г. превысила 650 млн, их распределение по регионам и странах не одинаков. На Северную Америку приходится более 36 % всех легковых, грузовых автомобилей и автобусов, а на Западную Европу - 31 %, т.е. ок. 2/3 всего мирового автопарка сконцентрировано всего в двух регионах (в Азии ок. 20 %). Неодинакова и количество автомобилей приходится на 1000 жителей (в среднем в мире 85 легковых автомашин и 26 грузовых, в США и Италии легковых свыше 500, в Японии грузовых - 200, а в США - 185). Автодорожная сеть мира (с твердым покрытием и усовершенствованными дорогами) в 1995 г. значительно превышала по длине железной дороги (соответственно 24 и 1,2 млн км). Это обеспечило 80 % мирового пассажирооборота и более 10 % грузооборота на всех видах транспорта.

Основная часть пассажирооборота традиционно с 1950-х pp. выполняется автомобильным транспортом, и его доля продолжает расти. Основная часть пассажирских и грузовых перевозок осуществляется в пределах отдельных государств. Однако создание автопоездов, грузовиков высокой грузоподъемности, соединение автодорог отдельных государств превратило эти перевозки в внутрирегиональные и даже межрегиональные - например, между Западной и Восточной Европой, между Западной Европой и Азией (через Босфор в Турцию) с возможным выходом в Юго-Восточную Азию до Сингапура. Для межрегиональных транспортных перевозок особое значение имеют скоростные автодороги (например, Панамериканская система автомагистралей имеет длину 34 тыс. км и ведет с США в столицы и крупные города стран Южной Америки). Они могут иметь развитие в Евразии, действует уже существующие автодороги через Турцию идут на Ближний Восток, с России в приграничные страны зарубежной Азии.

Автомагистрали, используемых автотранспортом в наше время в пределах отдельных государств, как правило, образуют единые транспортные системы. Они учитывают потребности экономики страны, взаимосвязаны с системами железнодорожного и водного транспорта. В Западной Европе такие системы большинстве государств уже хорошо выполняют межгосударственные транспортные задачи. Они в значительной степени превращаются в региональную автотранспортную систему, более мобільнішу, чем железнодорожная (большая часть внешнеторгового обмена западноевропейских стран - это конечная продукция, что перевозится небольшими партиями, преимущественно в контейнерах на грузовиках). В других регионах формирование таких систем только начинается (Восточная Европа) или они имеют ограниченную количество стран-участников (Северная Америка). Особенно велика роль автомобильного транспорта как средства доставки грузов и людей «от двери до дверей». В странах Запада именно на автомобилях и автобусах люди осуществляют большинство поездок внутри страны и в ближнее зарубежье. Поэтому на его долю приходится ок. 80 % мирового пассажирооборота. Этот вид обслуживает передвижения в городах, однако сфера его применения не может постоянно расти ограниченность территории.