7 КЛАСС
Тема 1. Образное содержание музыки
Урок 10
Тема урока. Динамическая палитра музыкальных произведений. Работа над песней-гимном "Ще не вмерла Украины...".
Слушание музыки. А. Хачатурян. "Танец с саблями" из балета "Гаяне"
Цель урока: углублять знания учащихся по нотной грамоты, добиваться чистоты интонирования; развивать умение детей анализировать произведение с его формой и средствами выразительности, музыкальный слух; воспитывать чувство любви к родному краю.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудио-записи, портрет А. Хачатуряна.
Ход урока
I. Организация класса к уроку.
1. Музыкальное приветствие.
2. Объявление темы урока.
II. Актуализация опорных знаний.
Дети, мы сейчас изучаем с вами обширную тему „Образное содержание музыки” и уже знаем, что без элементов музыкального языка и средств выразительности его невозможно создать. Поэтому, кроме темпа, ритма, метра, не менее важным элементом является динамика. Высокому уровню чувств соответствует динамическое нарастание звука, тихое звучание выражает сумм.
Давайте выполним упражнение „От шепота до крика”. Произносим цифры:
1 - 2 - шепотом,
3 - 4 - тихим голосом,
5 - б - средним голосом,
7 - 8 - громко,
9! - очень громко,
10!!! - крикнуть.
А сейчас споем такое упражнение с определенными динамическими оттенками, которые 1 вы сейчас назовете.
Выполняю упражнение:
Дети называют: форте, крещендо, меццо пиано, и что они означают, а затем повторяют упражнение за учителем.
III. Работа над песней - гимном.
Песню нужно исполнять торжественно, с чувством патриотизма Подчеркнуть, что такое гимн.
- Кто его авторы?
- Какие символы Украины знаете и их значение?
Работаю над чистотой интонирования, дикцией, динамичным планом.
IV. Слушание музыки.
1. Сегодня на уроке мы послушаем музыку армянского композитора (портрет на доске) Арама Хачатуряна, которая отличается своим кавказским темпераментом, свежестью гармонии и ее оркестровой красителем. Соединив народное искусство с профессиональной музыкой, армянский композитор создал свой стиль композиторского письма.
Родился композитор в г. Тбилиси, музыкального образования не имел, но в 18 лет поступил в музыкальный техникум в Москве, имея хорошую музыкальную память и слух. Творчество его разных жанров: балеты „Спаргак”, „Гаянэ”, музыка к драме Лермонтова „Маскарад”, Шекспира „Король Лир”, музыка к кинофильмам, романсы, песни. Сегодня вы послушаете „Танец с саблями” из балета „Гаяне”. Балет „Гаянэ” написан в годы Великой Отечественной войны, а его первая премьера состоялась в г. Пермь. Герои балета - колхозники и бійці. их счастье неотделимо от счастья своего народа. В тяжелой борьбе находит свое счастье и Гаяне. Она находит виновных в поджоге складов с хлопком, среди которых и ее муж. Балет заканчивается национальным праздником. Счастливая Гаяне находит свое счастье в новой семье.
2. Слушание произведения
3. Характеристика прослушанного.
- „Танец с саблями” благодаря его зажигательной музыке знают во всем мире. Сложный острый ритм, динамика, а рядом напевность в отдельных моментах придают произведению неповторимости, самобытности.
- Какова роль динамических оттенков в произведении?
V. Итог урока.