|
►► Вопросы для обсуждения 1. Подумайте, какое значение имеет выделение этапов развития мировой экономики? 2. В чем заключаются особенности современного этапа? Древнейшей формой международных экономических отношений (МЭО) является мировая торговля. Со временем осложнения этих отношений создало и другие формы - международную миграцию трудовых ресурсов, международное научно-техническое сотрудничество, международное движение капитала, международные валютные отношения, международный бизнес, которые реализуются в рамках мирового хозяйства. Международная трудовая миграция - это форма МЭО, которая заключается в перетекании трудовых ресурсов из одних стран в другие и выражает процесс перераспределения трудовых ресурсов между звеньями мирового хозяйства. Научно-техническое сотрудничество осуществляется в форме совместных программ научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ путем объединения научных, финансовых и материальных ресурсов, создания совместных научно-исследовательских групп специалистов или организаций. Международное движение (вывоз) капитала - это перемещение за границу капитала в различных его формах (товарной, денежной) для получения предпринимательской прибыли или выгоды. Международные валютные отношения - это совокупность валютно-денежных и расчетно-кредитных связей в мирохозяйственные сфере, которые возникают в процессе взаимного обмена результатами деятельности национальных хозяйств. Международный бизнес - это сфера практической реализации международных экономических отношений, осуществления глобальных производственных, строительных, торговых, сервисных программ и другой деятельности хозяйственными субъектами двух или более стран с целью взаимовыгодного сотрудничества, получения экономического дохода и достижения прочных позиций на рынке. Субъектами международной торговли выступают частные, акционерные, кооперативные и другие предприятия, а также транснациональные корпорации (ТНК) и собственно государства, объектами - товары и услуги. Транснациональные корпорации - это корпорации, в которых головная компания принадлежит капиталу одной страны, а филиалы находятся во многих странах. Они являются наиболее интегрированными мікроструктурами (например, «Chrisler», «General Motors», «Volkswagen», «Toyota», «Honda», «Ехооп», «Mobil», «Texaco»). К товарам относятся материальные ресурсы (сырье, полуфабрикаты, готовые изделия и их составные) и нематериальные (авторские права, патенты, лицензии, ноу-хау, фирменные знаки). Услуги делятся на транспортные, банковские, биржевые, посреднические, информационные, туристические и т.д. Приведите примеры международных экономических отношений из вашего жизненного опыта. (Поездки за границу для обучения, туризма или оздоровление, прием иностранных гостей, коммерческие поездки, создание предприятий с иностранным капиталом в нашей местности)
V. Закрепление новых знаний и умений 1 ). Решите тестовые задания 1. Укажите, что означает понятие «мировое хозяйство»: а) международное движение факторов производства и товаров; б) совокупность производительных сил мировой экономики; в) совокупность международных экономических связей; г) совместное хозяйство стран мира. 2. Как влияет международное движение капитала на развитие мирового хозяйства? 3. Исторически первой формой международного экономического сотрудничества считается: а) международная валютная система; б) международная экономическая интеграция; в) мировая торговля; г) международное сотрудничество в научно-технической сфере. 4. Назовите субъекты международных экономических отношений и объясните их взаимодействие на различных хозяйственных уровнях. 5. Важным фактором развития международной торговли, что действует вопреки процесса глобализации, являются: а) регионализация международной торговли; б) рост открытости экономик ведущих стран мира; в) расширение мирового финансового рынка г) углубление международного разделения труда. 6. Международное движение технологии может считаться: а) международной торговлей специфическим товаром; б) международным движением фактора производства; в) международной кооперацией г) все ответы верны. Ответы: 1 - в; 3 - в; 5 - а; 6 - б. 2 ). Задача Распределите приведенные ниже характеристики по колонкам.
1) Страна получила дешевую, молодую рабочую силу. (КИ) 2) Получила готовых специалистов. (КИ) 3) Валютные переводы иммигрантов своим семьям (валюта оседает в банках). (КЕ) 4) В такой стране ускоряется экономический рост, растет государственный бюджет. (КИ) 5) Ослабляет проблему безработицы. (КЕ) 6) Повышается квалификация работников, которые вернулись обратно. (КЕ) Ответ:
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание 1. Проработать теоретический материал. 2. Составить словарь терминов и понятий по теме. 3. Посетить один из ближайших к вашему дому магазинов. Записать названия конкретных товаров в нем, произведенных в других странах. Указать названия стран-производителей. 4. Пользуясь дополнительной литературой или источниками сети Интернет, найти информацию о товары и услуги в вашей области или городе, которые экспортируются в другие страны. Проанализировать предпосылки, определившие экспортную направленность этих производств. Подготовить короткое сообщение.
|
|