Экономика
Уроки экономики
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

ВСЕ УРОКИ ЭКОНОМИКИ
11 класс

УРОК 80

Итоговая контрольная работа "Национальная экономика и роль правительства в ее функционировании"

 

Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме; определить уровень овладения учащимися основными теоретическими знаниями; закрепить практические умения и навыки.

Тип урока: проверки и оценивания учебных достижений учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

 

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

►► Экономическая разминка

Постройте схему направлений макроэкономической стабилизации государства с помощью инструментов денежно-кредитной политики. (Один ученик работает у доски.)

 

III. Проверка знаний, умений и навыков учащихся

►► Контрольная работа

Вариант 1

Задача 1

Среди перечисленных ниже утверждений определите правильное.

1. Главная цель денежной политики:

а) осуществление управления денежной массой;

б) эмиссия денег;

в) контроль спроса и предложения;

г) увеличение заработной платы.

2. Результат политики «дешевых денег»:

а) уменьшению предложения денег;

б) увеличение предложения денег;

в) уменьшение спроса на деньги;

г) рост инфляции.

3. Дефицит кредитных ресурсов является следствием:

а) неконтролируемой денежной эмиссии;

б) несовершенства банковской системы;

в) увеличение ставки вдсотка;

г) неконтролируемой выдачи кредитов.

4. Платежный кризис предприятий проявляется:

а) в уменьшении величины совокупного спроса и величины ВВП;

б) несостоятельности предприятий своевременно рассчитываться друг с другом;

в) уменьшении инвестиций предприятиями;

г) в банкротстве предприятия.

5. Если Центральный банк увеличит норму резервирования для коммерческих банков:

а) уменьшатся обязательные резервы коммерческих банков;

б) возрастут обязательные резервы коммерческих банков;

в) не изменятся обязательные резервы коммерческих банков;

г) возрастут процентные ставки по кредитам.

6. Эмиссию денег осуществляет:

а) правительство;

б) министерство финансов;

в) центральный банк;

г) государственное казначейство.

7. Если увеличится предложение государственных ценных бумаг, это приведет к:

а) увеличение количества наличности;

б) уменьшение количества наличности;

в) увеличение ссудного процента;

г) уменьшение дефицита государственного бюджета.

8. Если учетная ставка снизится, тогда:

а) предложение денег уменьшится;

б) предложение денег увеличится;

в) предложение денег не изменится;

г) увеличится доход банков.

Ответ: 1 - а; 2 - б; 3 - в;4 - б; 5 - б; 6 - в; 7 - б; 8 - б.

 

Задание 2

На основании информации, приведенной в таблице, вычислите денежный мультипликатор. Что показывает денежный мультипликатор?

 

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Сумма

1

Средства вне банков

млрд. грн.

100

2

Средства в кассах банков

% от МО

10

3

Переводные депозиты в национальной валюте

% от МО

170

4

Срочные депозиты в национальной валюте

млрд. грн.

150

5

Ценные бумаги собственного долга

млрд. грн.

2

6

Резервы банков

млрд. грн.

15

7

Переводные депозиты в иностранной валюте

экв. млрд. грн.

100

 

Ответ: денежная масса: 100 + 150 + 2 + 100 + (100 1,7) = 522 (млрд. грн.); денежная база: 100 + 15 = 115; денежный мультипликатор: 522/115 = 4,54.

Экономический смысл взаимосвязи между денежной базой и денежной массой, который реализуется с помощью денежного мультипликатора, заключается в том, что Центральный банк, не прибегая к выпуску в обращение дополнительных наличных денег, может увеличить их количество в обращении. Такая потребность может возникнуть, например, из-за увеличения ВВП при определенных особых обстоятельствах. Скажем, в государстве собран большой урожай сельхозкультур. Это означает реальное увеличение ВВП, что требует соответствующего увеличения денежной массы. Однако выпуск в обращение значительного количества наличных будет давить на цены, когда в следующем году такого урожая не будет. Итак, чтобы выйти из этого положения, не создавая себе на будущее трудностей, Центральный банк уменьшает норму обязательных резервов и тем самым увеличивает денежный мультипликатор, а значит, и денежную массу без изменения собственно денежной базы.

 

Задание 3

В банке «Дінаміт», который является одним из многих банков, имеется депозит в размере 50 000 ден. ед. Норма обязательных резервов установлена в размере 20%. Вычислите, на какую сумму этот депозит способен увеличить предоставленные банком ссуды.

Ответ: 50000 ∙ 20 % = 10000; 50000 - 10000 = 40000 (ден. ед.).

 

Задание 4

Начертите графическую модель рынка денег и объясните механизм воздействия на точку равновесия изменения в предложении денег.

 

 

Графическая модель рынка денег

 

Если две кривые - спроса и предложения - наложить друг на друга в одной системе координат, то получим завершенную графическую модель денежного рынка. В ней спрос и предложение подаются во взаимодействии, а также определяется результат этого взаимодействия: уровень их уравновешивания и норма равновесной ставки процента, что соответствует этому уровню (см. рис.).

Кривые спроса (МГ) и предложения (M1) пересекаются в точке А, которой соответствуют масса денег в обороте на сумму 20,0 млрд. грн. и ставка ожидаемого дохода (номинального процента) на уровне 8 %. Это означает, что экономические субъекты в данной ситуации желают иметь в своем распоряжении денег на сумму 20,0 млрд. грн., а банковская система может обеспечить предложение денег на этом же уровне, чтобы уравновесить спрос и предложение. При этом условии ставка процента (ожидаемого дохода) стабилизируется на уровне 8 %. Этот уровень является равновесной ставкой процента, что будет удовлетворять требования обеих сторон рынка: покупатели смогут сформировать необходимый им запас денег, равный 20,0 млрд. грн. и держать его на руках, а продавцы смогут разместить имеющийся у них запас денег по приемлемой ставке процента.

 

Вариант II

Задача 1

Среди перечисленных ниже утверждений определите правильное.

1. Предложение денег не зависит:

а) от нормы резервирования;

б) количества наличных;

в) депозитов казны;

г) уровня эмиссии денег.

2. Активами Центрального банка можно считать:

а) золотовалютные резервы;

б) ссуды коммерческим банкам;

в) обязательные резервы коммерческих банков;

г) депозиты коменрційних банков.

3. Уменьшение нормы резервирования приведет:

а) к увеличению предложения денег;

б) уменьшение предложения денег;

в) уменьшение процентной ставки;

г) уменьшение дохода банков.

4. Создавать безналичные деньги коммерческий банк:

а) может, в пределах своих избыточных резервов;

б) может, в пределах своей наличности в кассе;

в) может, в пределах своих депозитов;

г) может, в пределах кредитиів.

5. Условия, при которых каждый раз возрастает предложение денег в национальной экономике:

а) когда коммерческие банки увеличивают свои вклады в центральном банке;

б) когда коммерческие банки увеличивают объемы займов домохозяйствам и производствам;

в) когда коммерческие банки уменьшают свои обязательства по текущим счетам;

г) в случае увеличения банковских резервов.

6. Если Центральный банк повысит учетную ставку, денежная база:

а) увеличится, а предложение денег уменьшится;

б) уменьшится предложение денег уменьшится;

в) уменьшится, а предложение денег увеличится;

г) не изменится.

7. Условия, при которых не изменится предложение денег, если увеличатся обязательные резервы:

а) если не изменится соотношение резервов банков;

б) если не изменится объем фактических резервов;

в) если не изменится объем избыточных резервов банков;

г) объем денежной массы не зависит от резервов.

8. Не снижает результативности монетарной политики:

а) поведение экономических субъектов;

б) изменение скорости обращения денег;

в) соотношение между прямыми и косвенными налогами;

г) характер государственной политики.

Ответы: 1 - в; 2 - в; 3 - а; 4 - в; 5 - б; 6 - в; 7 - б; 8 - а.

 

Задание 2

На основании информации, приведенной в таблице, вычислите показатели денежной массы М3 и денежной базы Гб. Какая зависимость существует между денежным мультипликатором и денежной базой?

 

№ п/п

Показатель

Единица измерения

Сумма

1

Средства вне банков

млрд. грн.

110

2

Средства в кассах банков

% от МО

12

3

Переводные депозиты в национальной валюте

% от МО

180

4

Срочные депозиты в национальной валюте

млрд. грн.

170

5

Ценные бумаги собственного долга

млрд. грн.

3

6

Резервы банков

млрд. грн.

20

7

Переводные депозиты в иностранной валюте

экв. млрд. грн.

120

 

Ответ: денежная масса: 110 + 170+3 + 120 + 100-1,8 = 583 (млрд. грн.);

♦ денежная база: 110 + 20 = 130;

♦ денежный мультипликатор: 583/130 = 4,49.

 

Задача 3

Предположим, что каждая денежная единица обращается в среднем 5 раз в год.

Номинальный объем ВВП составляет 2500 млрд. гр. ед.

Вычислите при этих условиях спрос на деньги для совершения сделок.

Ответ: 2500 5 = 12500 (ден. ед.).

 

Задание 4

Начертите график кривой предложения денег при условии, что Центральный банк намерен зафиксировать массу денег в обороте.

Поскольку предложение денег как экзогенное явление формируется прежде всего банковской системой, графическое изображение кривой предложения в системе координат будет зависеть от тактических целей денежно-кредитной политики. Если тактической целью этой политики является поддержание на неизменном уровне массы денег в обороте за свободного движения процентной ставки, то кривая предложения денег будет иметь следующий вид (см. рис.).

 

 

Кривая предложения денег при ориентации монетарной политики на поддержание массы денег в обороте на неизменном уровне

 

Прямая вертикальная линия, проведенная из точки 20,0, свидетельствует о том, что фактическое предложение денег сложилась на уровне 20,0 млрд. грн. и банковская система планирует поддерживать ее на этом уровне независимо от изменения процентной ставки. Если будет принято решение при тех же условиях увеличить предложение денег до 25,0 млрд. грн., кривая предложения сместится вправо в точку, адекватную 25,0 млрд. грн., но останется в вертикальном положении, что свидетельствует о ее независимость от изменения процентной ставки.

 

IV. Итог урока

 

V. Домашнее задание

Повторить основные экономические термины по изученной теме.