УРОК 82
Закономерности углубления міжнародноїекономічної интеграции: от соглашений о льготной торговле до экономического союза с единой политикой.
Последствия экономической интеграции для национальной экономики
Цель урока: формировать у учащихся знания о преимуществах, которые получает национальная экономика в результате экономической интеграции; научить различать такие формы экономической интеграции, как соглашение о льготной торговле, зону свободной торговли, частичный таможенный союз, таможенный союз, общий рынок и экономический союз; воспитывать познавательный интерес, деловую активность.
Основные понятия: международная экономическая интеграция, зона преференциальной торговли, зона (ассоциация) свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический и политический союзы.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Деловая игра «Почему люди торгуют»
Ученики принимают участие в деловой игре, имитирующей торговлю, и используют этот опыт, чтобы узнать о преимуществах свободной торговли.
Материалы: один бумажный пакет на каждого ученика; как можно больше мелких предметов, годных для обмена (конфеты, пакетики с изюмом, карандаши, наклейки, фрукты, маленькие упаковки сока, пропуска в библиотеку). Перед занятием распределите эти предметы неравномерно по пакетам.
Порядок выполнения. Сообщите учащимся, что на сегодняшнем занятии они будут играть в игру «Торговля». Цель этой игры - выяснить причины, по которым люди, организации и государства торгуют между собой. Спросите у учеников: «Почему люди торгуют?» Запишите ответы на доске. На этом этапе воздержитесь от критики любых ответов. Объясните, что эти ответы являются гипотезами. Теперь ученики должны найти аргументы в поддержку или опровержение этих гипотез.
Выдайте каждому ученику пакет с мелкими предметами для торговли. Сообщите ученикам, что они могут взять себе все те предметы, которые останутся в их распоряжении в конце игры. Пока ученики остаются на своих местах, предложите им изучить содержимое своих пакетов и скажите, чтобы они никому не показывали, что именно в их пакетах.
Объедините учеников в две группы. Объявите, что сейчас они получат возможность обмена. Объясните, что они могут обменять любое или все предметы из своих пакетов, но при этом могут торговать только на своей стороне класса. Отведите для торговли 5-10 мин. В конце раунда снова соберите учеников вместе и задайте им такие вопросы.
1. Сколько учеников заключили соглашения? (Ответы будут разными.)
2. Попросите встать всех, кто провел хотя бы одну операцию. Почему они решили совершить обмен? (Ответы будут разными, но они должны подводить к идее о том, что в результате сделок ученики выиграли, поскольку полученный предмет был более желанным, чем преданный.)
3. Попросите поднять руки тех, кто в результате обмена стал богаче. В общем каждый, кто совершал обмен, должен был увеличить свое богатство. Поскольку торговля была добровольной, если они не рассчитывали увеличить свое богатство, им не следовало принимать в ней участие. В этом главный смысл игры. Добровольная торговля делает каждую из сторон, участвующей в сделке, более богатого.
4. Если кто-то из участников торговли говорит, что не увеличил своего богатства, попросите объяснить почему. Иногда ученики говорят, что рассчитывали приобрести в обмен что-то лучше, чем то, что они реально получили. Объясните им, что это проблема недостаточной информированности, а не собственно торговли. Иногда ученик говорит, что пожалел другого, у кого было всего меньше, чем у него, и чтобы помочь, провел операцию, в результате которой сам потерял часть своего богатства. Объясните, что, вероятно, такой ученик чувствует себя богаче в результате того, что он оказал помощь другим, поэтому все равно выиграл. Эти ситуации не противоречат содержанию игры.
5. Почему некоторые ученики решили не принимать участия в торговле? Некоторые ученики могут сказать, что они были вполне довольны тем, что имели, и им не нужно было то, что хотели продать другие. Это демонстрирует тот случай, когда добровольные обмены прекращаются, если обе стороны не ожидают выгоду. Некоторые из учеников говорит, что не мог получить то, что хотелось. Однако каждый, кто все-таки решает торговать, в определенной степени выиграет, иначе не принимал бы участия в добровольной торговли.
6. Осуществил ли кто-нибудь более чем одну операцию? Почему? Несколько учеников, возможно, провели много операций, поскольку с каждой сделкой они увеличивали свое богатство.
7. Были ли наложены какие-либо ограничения на осуществление операций? Так, ученики могли торговать только с теми, кто находился на той же стороне класса.
8. Как это ограничение торговли повлияло на торговые решения? Многие, возможно, даст ответ, что хотел осуществить обмен с кем-то из другой группы. Если кто-либо нарушил правило, согласно которому разрешалось торговать только с теми, кто находился на той же стороне класса, это выявит проблему, связанную с торговыми барьерами: когда силы, подобные торговых барьеров, стоящих на пути побудительной мотивации людей, возникают стимулы к нарушению установленных правил.
Итак, в конце занятия ученики будут владеть предметами, которые имеют для них большую ценность, чем те, которые были у них до начала торговли.
IV. Изучение нового материала
«Интеграция» в переводе с латыни означает «взаимопереплетения», «объединение отдельных частей в единое целое».
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, интеграции национальных экономик в мировое хозяйство, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Проанализируйте формы и этапы международной экономической интеграции на приведенных схемах.
Международная экономическая интеграция
Уровни, формы и типы международной экономической интеграции
Этапы международной экономической интеграции
Этап |
Ликвидация таможенных барьеров во взаимной торговле |
Единые тарифы по
третьих стран |
Свободное передвижение капиталов, рабочей силы |
Согласование экономической
политики |
Осуществление единой экономической политики |
Зона свободной торговли |
+ |
- |
- |
- |
- |
Таможенный союз |
+ |
+ |
- |
- |
- |
Общий рынок |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Экономический союз |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
Полная интеграция |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Учитель предлагает учащимся подискутировать натему «К какому экономического объединения полезно присоединиться Украине?». Объединитесь в группы, рассмотрите этот вопрос с точки зрения развитых стран мира, правительства Украины, рядовых граждан. Предложите собственное видение роли Украины в международных интеграционных процессах.
Примечание. Важным условием развития международных связей Украины является ориентирование страны на такую форму интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, как общий рынок.
V. Закрепление новых знаний и умений
1 ). Упражнение «Блицответы (Плохо/Хорошо)» с использованием черных и белых карточек
Последствия экономической интеграции для национальной экономики
♦ Увеличивается взаимозависимость национальных экономик и, как следствие этого процесса, уменьшается стабильность мировой финансовой системы. (Плохо)
♦ Страны-участницы имеют преимущества в экономии масштаба производства, что дает возможность увеличивать объемы производства и сокращать расходы. (Хорошо)
♦ Экономики разных стран имеют разный уровень (степень) развития. (Плохо)
♦ Растет конкуренция между производителями из разных стран. (Хорошо)
♦ При определенных обстоятельствах происходит отток ресурсов из экономически менее развитых стран - членов союза, в более развитых или в направлении географического центра союза для снижения транспортных расходов. (Плохо)
♦ Увеличивается приток иностранных инвестиций. (Хорошо)
♦ В случае установления более тесных интеграционных связей между отдельными фирмами стран-участниц может возникнуть олигопольный сговор, который приведет к росту цен на соответствующую продукцию; возможно увеличение случаев слияния фирм, что усилит господство монополий. (Плохо)
♦ Вследствие увеличения масштабов производства может возникнуть эффект потерь, что связано с формированием слишком крупных компаний, которые становятся неэффективными из-за излишней бюрократизации и другие факторы. (Плохо)
♦ При определенных обстоятельствах расходы на функционирование союза могут быть чрезвычайно высокими, особенно при отсутствии надлежащего контроля над осуществляемыми им расходами. (Плохо)
2). Решите тестовые задания
Назовите формы экономической интеграции в пропущенных местах.
1. В рамках ... обеспечивается свободное движение не только товаров, но и услуг, капиталов и граждан.
2. ... ликвидирует таможенные налоги между государствами-участниками и разрабатывает единую торговую политику в отношении третьих стран.
3. ... - это соглашение двух или нескольких государств, что предусматривает устранение внутренних тарифов и установление общего внешнего тарифа.
4. ... - это зона с льготным торговым режимом, когда две или несколько стран уменьшают взаимные тарифы на импорт товаров, сохраняя уровень тарифов в торговле с другими странами.
5. ... Союзе свободное движение факторов и результатов производства дополняется гармонизацией внутренней и внешней экономической политики. В странах-участницах обычно функционирует единая денежная единица.
6. ... действует особый льготный торговый режим для стран-участниц за счет устранения внутренних тарифов за их сохранность в торговле с другими странами.
7. Интеграция нашей страны в мировую экономику обусловлена прежде всего:
а) низким общим техническим уровнем производства;
б) отсутствием собственных энергетических ресурсов;
в) неспособностью отечественных товаропроизводителей обеспечить товарами внутренний рынок;
г) низким качеством товаров.
Ответ: 1 - общий рынок; 2 - таможенный союз; 3 - таможенный союз; 4 - зона преференциальной торговли; 5 - экономический союз; 6 - зона свободной торговли; 7 - а.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание
1. Подготовить примеры каждой из форм международной экономической интеграции. (Образец: зона преференциальной торговли - преференциальная система Британского сообщества (с 1932 p.), что объединяла 48 государств.)
2. Опережающее задание - подготовить сообщения «Рейтинг Украины в мировом хозяйстве по различным экономическим показателям». (Образец: по результатам 2010 г. Украина занимает пятое место в мире по количеству трудовых мигрантов.)