Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

УРОК 82. Обонятельная и вкусовая сенсорные системы

 

Образовательная цель: углубить знания о анализаторы; раскрыть роль запаха и вкуса в процессах жизнедеятельности человека.

Основные понятия и термины: обонятельная сенсорная система, стереохімічна теория запахов, пороговая концентрация пахучего вещества, вкусовая сенсорная система, вкусовой порог.

Оборудование: таблицы «Орган обоняния», «Орган вкуса».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация знаний учащихся.

Графический диктант.

1. Органы слуха человека состоят из трех частей: наружного, среднего и внутреннего уха.

2. К наружному уху относятся слуховые косточки.

3. На границе между наружным и средним ухом находится барабанная перепонка.

4. Слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко.

5. Полость среднего уха соединена с носоглоткой слуховой (евстахиевой) трубой.

6. Полезно носить серьги целый день.

7. Внутреннее ухо заполнено воздухом.

8. Человеческое ухо воспринимает инфра - и ультразвуки.

9. Ушная сера обладает бактерицидными свойства.

10. Опасный враг слуха - шум.

II. Мотивация учебной деятельности.

В исторической миниатюре В. Пикуля «Душистая симфония жизни» описано, как в молодую красивую девушку Шарлотту были влюбленные двое соперников - известный певец и молодой, бедный парфюмер. На концерт своего соперника парфюмер принес большую корзину фиалок и поставил его на рояль. Тенор с позором убежал из дома Шарлотты, не сумев взять ни одной высокой ноты. Оказывается, парфюмер хорошо знал, что запах фиалок может разрушить гармонию голосовых связок.

Какова роль запахов? Связаны запахи со вкусом?

III. Изучение нового материала.

1. Обонятельная сенсорная система. (Беседа).

- Что такое обоняние?

- Где расположен орган обоняния?

- Какое значение обонятельных ощущений для животных?

- Как развито обоняние у животных?

- Какое значение обонятельных ощущений для человека?

- Какие свойства веществ обусловливают их запах? (Рассказ учителя с элементами беседы о стереохімічну теорию запахов).

2. Пороговая концентрация пахучего вещества. (Рассказ учителя с элементами беседы).

3. Обонятельный анализатор.

Работа с учебником, ученики записывают и объясняют схему обонятельного анализатора.

4. Влияние запахов на нервную систему человека. (Рассказ учителя, сообщения учащихся.)

а) Рассказ учителя о работе японской фирмы «Симицу», предлагает решить проблему производительности труда и снижения уровня стрессовых ситуаций с помощью запахов.

Так, количество травм снижается на 20%, когда работник вдыхает запах лаванды, на 33% - запах жасмина, на 54% - запах лимона. Известно, что запахи лаванды и розмарина действуют успокаивающе и снимают стрессовое состояние и повышают производительность труда.

б) Сообщения учащихся о аромотерапию.

5. Вкусовой анализатор. (Работа с учебником, составление и объяснение схемы вкусового анализатора.)

6. Вкусовой порог. Роль вкуса в жизни человека. (Рассказ учителя с использованием таблицы).

7. Рефлекторные связи полости рта. (Рассказ учителя).

а) Старинный китайский массаж языка - лечение болезней печени и желчного пузыря.

б) Полоскание рта подсолнечным маслом при лечении гипертонии, ангины, гастрита, полиартрита, неврастении, геморроя...

в) Диагноз по языку.

IV. Закрепление знаний учащихся.

Обонятельный и вкусовой анализаторы. (Беседа).

- Почему при насморком плохо различают вкус пищи?

- Почему говорят: «Голод - лучший повар»?

- Какие рефлексы проявляются при раздражении органов вкуса?

- Почему человек, чтобы лучше различить запах, принюхивается, делает несколько сильных характерных вдохов?

- Какие рефлексы проявляются при раздражении органов обоняния?

- Какие рефлексы защищают органы дыхания?

V. Домашнее задание.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Подготовить рефераты о разном болевую чувствительность органов.