РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
УРОК 81. Гигиена слуха. Предотвращение
заболеванием органа слуха
Образовательная цель: дать представление о
причины нарушения слуха, возникновение заболеваний органа слуха, их профилактику;
объяснить вредность шума.
Основные понятия и термины: ушная
сера, воспаление среднего уха.
Оборудование: модель уха, таблица
«Орган слуха».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация знаний учащихся.
Шифровий диктант.
В тетради записать слова-ответы:
а) слуховые косточки;
б) слуховой проход;
в) слуховой нерв;
г) слуховая труба;
д) рецептор;
е) завитка, звукочутливі клетки в
ней;
есть) лабиринт (напівколові каналы);
ж) слуховая зона коры;
с) барабанная перепонка; и) ушная
раковина.
Учитель задает вопрос и предлагает
выбрать правильные ответы:
1. Часть слухового анализатора
(записать последовательно)...
2. Звуковые раздражения воспринимают...
3. Возбуждение в мозг передается...
4. Различение звуковых раздражений
осуществляет...
5. К наружному уху относится...
6. В среднем ухе находится...
7. Во внутреннем ухе
находится...
8. Часть среднего уха, что
соединяет его с носоглоткой, называется...
9. Колебания барабанной перепонки
передаются на...
10. От звуковых раздражений возбуждается...
Ответы:
1 - д, в, ж; 2 - д, е; 3 - в; 4 -
же; 5 - в, с, и; 6 - а; 7 - в, д, е, е; 8 - г; 9 - а; 10 - е.
II. Мотивация
учебной деятельности.
Каждому знакома сцена появления тени
отца Гамлета. Призрак рассказывает о совершенное убийство: когда он отдыхал в
сада, к нему подкрался убийца с соком белены во фляге и вылил яд в ухо.
Так рукой брата он был убит во время сна.
- Прав ли был Шекспир, описывая
сцену отравления отца Гамлета?
- В каком случае это возможно?
III. Изучение
нового материала.
1. Воспалительные процессы в полости
среднего уха, их профилактика. (Рассказ учителя с элементами беседы).
2. Последствия повреждения барабанной
перепонки.
а) кто такой «копуша»?
Рассказ учителя с элементами
беседы о скоплении серы в слуховых проходах, о значении серы, опасность
чистка ушей острыми предметами. Рассказ о том, что в древние времена люди носили
специальные палочки для туалета слуховых проходов, их называли «коповушечками».
б) Отверстия в барабанной перепонке.
- Достоверно, с точки зрения
врача, сцена смерти отца Гамлета, описанная Уильямом Шекспиром?
- Могло ли такое быть?
Рассказ о оперирования в 1860 г.
ртутью, влитою в уши, эмира Насруллы Баходура. Ртуть проникла через отверстие в
барабанной перепонке, который образовался в результате перенесения болезни золотухи.
Сообщение учителя о лечении
таких болезней. В наше время разработана пластика барабанной перепонки.
в) Разрыв барабанной перепонки, как
его избежать. (Беседа).
- Почему артиллеристы во время выстрела
открывают рот, кричат «Ура!»?
Для выяснения роли евстахиевой
трубы ученики проводят самонаблюдения и зажимают нос, закрывая рот и
глотают слюну, при этом чувствуют движение барабанной перепонки. Рассказ
учителя о восстановление проходимости евстахиевой трубы отоларингологом.
3. Вредное влияние шума на слух и
нервную систему. Меры борьбы с шумом на предприятиях, в городах.
а) Сообщение о том, что
гармоничные, ритмичные звуковые колебания - маршевая, танцевальная музыка -
рефлекторно повышают тонус мышц и улучшают движения, громкие резкие звуки и шумы
негативно действуют на организм, вызывают усталость нервной системы.
б) Беседа.
- Какие меры борьбы с шумом
проводят в транспорте, на предприятии?
- Как используются на
предприятиях звукопоглощающие и изоляционные материалы?
- Как используется на
предприятии музыка с целью стимуляции трудовой деятельности?
4. Успехи физиологии и медицины в
борьбе с глухотой. Создание «искусственного уха». (Рассказ учителя с элементами
беседы.)
IV. Закрепление
изученного материала.
Обоснуйте правила гигиены слуха.
- Чистить уши острыми предметами -
запрещено!
- Резкие и сильные звуки -
опасные!
- Шум - враг слуха!
- Запрещается доставать предметы,
случайно попали к ушного прохода, самостоятельно!
- Вредно слушать очень громкую
музыку!
- Запрещается при сильном ветре и
минусовой и температуре ходить без головного убора!
V. Домашнее
задачи.
Изучить соответствующую тему с
учебника.
Подготовить сообщение о
аромотерапию.