Биология
Уроки по биологии
Учебники по биологии
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Уроки биологии для 9 классов

РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК

 

Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ

 

УРОК 81. Гигиена слуха. Предотвращение заболеванием органа слуха

 

Образовательная цель: дать представление о причины нарушения слуха, возникновение заболеваний органа слуха, их профилактику; объяснить вредность шума.

Основные понятия и термины: ушная сера, воспаление среднего уха.

Оборудование: модель уха, таблица «Орган слуха».

Структура урока, основное содержание и методы работы

И. Актуализация знаний учащихся.

Шифровий диктант.

В тетради записать слова-ответы:

а) слуховые косточки;

б) слуховой проход;

в) слуховой нерв;

г) слуховая труба;

д) рецептор;

е) завитка, звукочутливі клетки в ней;

есть) лабиринт (напівколові каналы);

ж) слуховая зона коры;

с) барабанная перепонка; и) ушная раковина.

Учитель задает вопрос и предлагает выбрать правильные ответы:

1. Часть слухового анализатора (записать последовательно)...

2. Звуковые раздражения воспринимают...

3. Возбуждение в мозг передается...

4. Различение звуковых раздражений осуществляет...

5. К наружному уху относится...

6. В среднем ухе находится...

7. Во внутреннем ухе находится...

8. Часть среднего уха, что соединяет его с носоглоткой, называется...

9. Колебания барабанной перепонки передаются на...

10. От звуковых раздражений возбуждается...

Ответы:

1 - д, в, ж; 2 - д, е; 3 - в; 4 - же; 5 - в, с, и; 6 - а; 7 - в, д, е, е; 8 - г; 9 - а; 10 - е.

II. Мотивация учебной деятельности.

Каждому знакома сцена появления тени отца Гамлета. Призрак рассказывает о совершенное убийство: когда он отдыхал в сада, к нему подкрался убийца с соком белены во фляге и вылил яд в ухо. Так рукой брата он был убит во время сна.

- Прав ли был Шекспир, описывая сцену отравления отца Гамлета?

- В каком случае это возможно?

III. Изучение нового материала.

1. Воспалительные процессы в полости среднего уха, их профилактика. (Рассказ учителя с элементами беседы).

2. Последствия повреждения барабанной перепонки.

а) кто такой «копуша»?

Рассказ учителя с элементами беседы о скоплении серы в слуховых проходах, о значении серы, опасность чистка ушей острыми предметами. Рассказ о том, что в древние времена люди носили специальные палочки для туалета слуховых проходов, их называли «коповушечками».

б) Отверстия в барабанной перепонке.

- Достоверно, с точки зрения врача, сцена смерти отца Гамлета, описанная Уильямом Шекспиром?

- Могло ли такое быть?

Рассказ о оперирования в 1860 г. ртутью, влитою в уши, эмира Насруллы Баходура. Ртуть проникла через отверстие в барабанной перепонке, который образовался в результате перенесения болезни золотухи.

Сообщение учителя о лечении таких болезней. В наше время разработана пластика барабанной перепонки.

в) Разрыв барабанной перепонки, как его избежать. (Беседа).

- Почему артиллеристы во время выстрела открывают рот, кричат «Ура!»?

Для выяснения роли евстахиевой трубы ученики проводят самонаблюдения и зажимают нос, закрывая рот и глотают слюну, при этом чувствуют движение барабанной перепонки. Рассказ учителя о восстановление проходимости евстахиевой трубы отоларингологом.

3. Вредное влияние шума на слух и нервную систему. Меры борьбы с шумом на предприятиях, в городах.

а) Сообщение о том, что гармоничные, ритмичные звуковые колебания - маршевая, танцевальная музыка - рефлекторно повышают тонус мышц и улучшают движения, громкие резкие звуки и шумы негативно действуют на организм, вызывают усталость нервной системы.

б) Беседа.

- Какие меры борьбы с шумом проводят в транспорте, на предприятии?

- Как используются на предприятиях звукопоглощающие и изоляционные материалы?

- Как используется на предприятии музыка с целью стимуляции трудовой деятельности?

4. Успехи физиологии и медицины в борьбе с глухотой. Создание «искусственного уха». (Рассказ учителя с элементами беседы.)

IV. Закрепление изученного материала.

Обоснуйте правила гигиены слуха.

- Чистить уши острыми предметами - запрещено!

- Резкие и сильные звуки - опасные!

- Шум - враг слуха!

- Запрещается доставать предметы, случайно попали к ушного прохода, самостоятельно!

- Вредно слушать очень громкую музыку!

- Запрещается при сильном ветре и минусовой и температуре ходить без головного убора!

V. Домашнее задачи.

Изучить соответствующую тему с учебника.

Подготовить сообщение о аромотерапию.