РАЗДЕЛ IX. ЧЕЛОВЕК
Тема 12. ВОСПРИЯТИЕ ИНФОРМАЦИИ
НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ. СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ
УРОК 83. Вестибулярный аппарат и
ориентация в пространстве. Двигательная сенсорная система. Восприятие боли, температуры,
тактильная чувствительность
Образовательная цель: раскрыть значение
чувство равновесия и мышечного чутья для координации движений и сохранения положения
тела в пространстве; важность тренировки вестибулярного аппарата для летчиков и
космонавтов.
Основные понятия и термины:
вестибулярный аппарат, півколові каналы, отолиты, эндолимфа, морская болезнь.
Оборудование: таблицы «Вестибулярный
аппарат», «Строение уха».
Структура урока, основное содержание и
методы работы
И. Актуализация знаний учащихся.
Тестовое задание.
1. Кислый вкус еды воспринимают
рецепторы, расположенные:
а) на кончике языка;
б) с краев языка.
2. Различают вкус сладкого
рецепторы языка, расположены:
а) на кончике;
б) на корню;
в) с краев;
г) на кончике и по корням.
3. Орган вкуса реагирует только на
вещества:
а) газообразные;
б) растворенные;
в) твердые.
4. Классификацию вкусов впервые
предложил:
а) М.И. Лунин;
б) И.П. Павлов;
в) М.В. Ломоносов.
5. К хеморецепторных принадлежат
сенсорные системы:
а) зрения;
б) обоняния;
в) слуха;
г) вкуса;
д) равновесия.
6. Обонятельная сенсорная система
состоит из:
а) хеморецепторов → обонятельного нерва → обонятельного центра;
б) обонятельного центра → обонятельного нерва → хеморецепторов.
7. Горький и сладкий вкус пищи
воспринимают рецепторы, расположенные:
а) на кончике языка;
б) на корне языка.
8. Рецепторы вкуса находятся:
а) в слюне;
б) на языке;
в) в слизистой оболочке
внутренней поверхности щек и неба.
9. На восприятие запаха и вкуса не
влияют:
а) состояние нервной системы;
б) концентрация веществ;
в) влажность веществ;
г) температура веществ.
10. Лечение запахами:
а) фитотерапия;
б) ароматерапия.
II. Мотивация учебной деятельности.
Ученик с одного места забросил
баскетбольный мяч в корзину. Ему завязали глаза и предложили, не меняя
позы, попробовать сделать то же самое. Попадет ли при таких условиях мяч в корзину? Которые
органы чувств здесь задействованы?
III. Изучение нового материала.
1. Значение сенсорной системы
равновесия тела. (Беседа).
- Есть органы равновесия у животных?
Чем они представлены?
- Какое значение сенсорной системы
равновесия тела в жизни человека?
2. Строение и функции вестибулярного
аппарата. Работа в парах. Задачи:
- Найти на рисунке учебника
(таблицы) отолітовий орган и півколові каналы.
- При быстром наклоне или падении
вперед в півколовому канале, размещенном в переднезадней плоскости, возникает
раздражение. Найти на рисунке этот канал.
- Изучить значение других полукружных
каналов.
3. Мышечное чутье и осязание.
Роль осязательного анализатора в проявлении
различных защитных рефлексов, в терморегуляции, в координации движений. Защитные
функции болевых рецепторов.
а) Учитель предлагает одному ученику из
закрытыми глазами дать характеристику предложенному предмету (деревянная
указка, пластмассовая линейка, желудь). Можно ли определить, дотрагиваясь до
предмета кончиками пальцев, особенности его поверхности, форму, из какого материала
изготовлен? Как вы думаете, где больше всего осязательных рецепторов на теле человека?
Все ощущения прикосновения можно разделить на 5 групп. Первая - когда человек к чему-то
прикоснется, вторая - сильное давление, третья - холод, четвертая - тепло. А какая
пятая?
б) Рассказ о же слепоглухонемых
людей. (О. Скороходову, которая стала научным сотрудником Института дедиктології,
работала в области обучения же слепоглухонемых; написала книгу «Как я воспринимаю
окружающий мир»).
в) Сенсорная система температуры.
- Где размещенные на теле человека
рецепторы, которые реагируют на температуру?
- Есть органы нашего организма, которые
не реагируют на температуру?
- Почему в результате закаливания
снижается ощущение холода?
г) Сенсорная система боли. (Рассказ
учителя.)
Рецепторы со свободными нервными
окончаниями (нервные волокна без миелинового слоя) составляют 75% всех
рецепторов кожи. При этом раздражении возникает ощущение боли, до которого
практически невозможно привыкнуть.
- Какой может быть боль?
- Боль полезен или вреден?
Сообщения учащихся о различную болевую
чувствительность во всех органах.
IV. Закрепление изученного материала.
Установите заболевания, его
причины и способы профилактики.
Женщина не может ездить на автомобиле.
После некоторого времени пребывания в авто, движется, появляется тошнота,
головокружение, она бледнеет, наблюдается мышечная слабость, головная боль.
V. Домашнее задание.
Изучить соответствующую тему с
учебника.