Украинский язык
Учебники украинского языка
Уроки украинского языка
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Грамматика украинского языка

НАРЕЧИЕ

7. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ДЕРИВАЦИИ АДВЕРБІАЛЬНОЇ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ НАРЕЧИЯ С ТЕМПОРАЛЬНОГО СЕМАНТИКОЙ

 

Аналитические наречия с темпоральне семантикой также отражают синтаксический степень відіменникової адвербіальної деривации. Они базируются на прийменникових формах родительного, винительного, орудного и местного падежей. Предложный родительный связывается с выражением временного отношения относительно временного ориентира, а также с отображением параметров длительности действия во времени. Для реализации этих темпоральных значений родительный падеж использует большой потенциал предлогов, в частности: 1) предлоги во время, за, что употребляются для обозначения одновременности, причем первый из них указывает на время, частично заполненный сообщаемой действием, второй также передал временной момент, но в отличном лексическом наполнении существительных: «До вечера они не разговаривали между собой, хоть и виделись в полевом лагере во время обеденного перерыва» (Г. Тютюнник); «В шумихе мне кто-то показал Край стола место и многозначительно молвил: «Здесь во времена Парижской коммуны произнес Речь Клемансо» (Г. Рыльский); 2) предлоги среди, посреди, в конце, которые уточняют внутренние границы временного ориентира; первые два обозначают момент времени, равноудаленный от начальной и конечной границы временного ориентира («Среди разговора, среди ужина сорвется и едет не знать почему и во что» (Б. Лепкий); «Иногда кто-то из студентов умышленно посреди лекции скажет, что вот он, мол, знает странное название села, сельского уголка или сельской улице,- и доцент поддается на ту хитрость, сразу же начинается: Колодец, Криничное, Кринички, Белая Криница, Глубокая Криница, Добрая Криница, Каменная Криница, Золота Колодец...» (Есть. Гуцало); последний касается конечных внутренних границ временного ориентира («Все-таки в конце урока я немного успокоился» (Л. Смелянский); 3) предлоги в ходе, в процессе, в меру, выражающих развертывания повідомлюваної действия в пределах обозначенного предложно-відмінковою форме отрезка времени; последний отличается тем, что на первый план выдвигает сопоставительный ракурс двух взаимосвязанных временной перспективой явлений: «Брянский оценивал бой не только за его окончательным результатам, хотя это было, конечно, главное, а еще и за тем, как этот бой был подготовлен, проведен, как разворачивался, как преодолевались сложные ситуации и неожиданности, что всегда возникают в ходе боевых действий» (В. Гончар); « -...В процессе работы доверенный человек учреждения должен все время видеть, как режиссер проводит идею сценария» (Ю. Яновский); «Украинский язык, бесспорно, достаточно богатая и гибкая, чтобы, используя ее сокровища и расширяя по мере надобности значения слов и выражений, играть ею и разговора Онегина с его друзьями, и блестящий авторский текст Пушкина» (М. Рыльский); 4) предлоги в течение, на протяжении, обозначающие отрезок времени, полностью охвачен действием: «Дядя Семен течение десяти лет сторожил возле тракторов» (С. Олейник); «Гуцульские полушубки хранят и надевают на праздники на протяжении долгих десятилетий» (Т. Масенко); «...Новаторство и традиционализм в форме идут на протяжении веков рядом, как две могучие факторы в развитии поэзии и музыки, и искусства вообще» (М. Рыльский); 5) предлоги около, возле, возле, которые обобщенно определяют временную приблизительность, то есть обозначают промежуток времени, с определенным приближением к которому происходит действие: «Утром просыпаемся около десятого часа» (Леся Украинка); «Солнце вынырнуло где-то около пяти часов» (Ю. Смолич); «Одного ясного дня, так около десятого часа утром, верхние дорогой, что идет свыше Прутом, катилось две молдаванські каруци» (Г. Коцюбинский); 6) предлоги до, накануне, раньше (раньше), которые указывают на временную попередність относительно временного ориентира: «Накануне Отечественной войны Алина поехала с отцом на экскурсию в Ленинград» (Ю. Яновский); «Когда прогнали ее Мирона из экономии, то тоже подался на заработки, еще раньше Романа» (М. Стельмах); 7) предлоги после, после, позже (позднее), что обозначают отрезок времени, после которого происходит действие: «Опять весна приплине, песня соловьиная между деревьев розсипле переливный смех, лютый враг умрет, восстанет Украина после безумных дней и ночей страшных» (В. Сосюра); «После праздников аж породила Настя сына» (Панас Мирный); « - Неужели это правда? - удивленно удивилась Мария... Даже представить нельзя, как это женщина встает позже солнца!» . (М. Стельмах); 8) предлоги от, из, начиная с, которые выражают значение начальной временной границы, указывая на промежуток времени, в пределах которого происходит лишь начало действия: «И начал Саул підозрівати Давида с того дня» (Леся Украинка); «Со второй половины XVIII в. постепенно казацкие клейноды отменяют: после ликвидации в 1764 году царским правительством гетманства вынужден был отказаться от булавы последний гетман Левобережной Украины Кирилл Разумовский» (журн.); «... но, писалось далее, начиная с 1914 года, поведение Сазона изменилась в другую сторону...» (Г. Тютюнник); 9) предлог до, который выражает конечную временную границу разгорания действия или состояния: «И поднялся Остап, и сказал матери, чтобы она устроила ему постель на крыльце; мол, он там будет до утра ждать ответа и ее последнего слова» (М. Волновой).

Адвербіалізовані прийменникові формы винительного падежа передают большинство тех темпоральных значений, которые выражает предложный родительный. Отличный у них только инвентарь предлогов. С знахідним падеже употребляются: 1) предлоги в, на, под, указывающие на частичную (неозначену) одновременность: «И июнь стелит в зелени платочек Такую, как ты носила в жатва» (А. Малышко); « - Сама ты была думой моей. На фронте под громы и крики смертные я видел тебя. В шуме моря, там, в Крыму - я слышал дыхание!.. Всюду, всегда - сама ты!» (А. Головко); 2) предлоги на, за, что определяют промежуток времени, полностью охвачен действием: «На две минуты на перроне поднималась возня, будто люди начинали играть в хрещика» (П. Панч); «Сценарий «Аэроград» я написал в Москве за два с половиной месяца» (А. Довженко); 3) предлоги над, под, по, за, которые передают значение временной попередності: «А осень прилетает птица из северных седых кустарников» (Г. Рыльский); «За добрый месяц до начала зимы выпал белый и словно даже не холодный снег» (Ю. Яновский); 4) предлоги через, за, которые выражают значение временной преемственности, что конкретизируется как точный отрезок времени, что отделяет следующее по часовой признаком явление: «Через неделю после того, как впервые наведался к их Александра, Василий подозвал к себе мать» (Панас Мирный); «Где-то за месяц после последнего разговора профессор сидел за завтраком» (П. Панч).

Адвербіалізовані прийменникові формы орудного падежа по семантике темпоральных отношений определяют все параметры времени относительно часового ориентира - одновременность, временную преемственность и временную попередність. Такая дифференциация осуществляется с помощью трех рядов предлогов, в частности: 1) предлогов за, из, с, которые выражают одновременность: «За работой велись разговоры об охоте» (3. Туловище); «Только за обедом или уже ночью подходила [мать] к какому из них и ласкала его своими тихими серыми глазами» (Г. Волновой); «Разбудили его рано, вместе с восходом солнца» (Б. Лепкий); «Одновременно с посадкой растений в лунку механически впрыскивается вода» (журн.); 2) предлогов за, вслед за, вслед за, которые передают временную последовательность: « - Партачи! Партачи! Партачи! - кричал он за каждым неудачным выстрелом» (О. Гончар); «Вслед за этим криком загремел хор и загудели колокола» (А. Довженко); 3) предлога перед, что указывает на временную по предзнаменований: «Недруг не найдет нигде. Перед расплатой комната» (Д. Павлычко).

Промежуток времени между двумя, в основном однородными, временными ориентирами очерчивают предлоги между, между: «Есть война. Есть победа и отдых между битвами» (О. Довженко).