Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Ноосфера и «проблема человека»

Концепция ноосферы

Одна из наиболее разработанных теорий ноосферы принадлежит В. И. Вернадскому (1863-1945). Об истории самого термина он писал: "1922/23 г. на лекциях в Сорбонне я принял как основу биосферы биогеохимические явления... Приняв установленную мною біогеохімічну основу за исходное, французский математик и философ бергсоніанець Е. Леруа в своих лекциях в Коллєж де Франс в Париже ввел в 1927 году понятие "ноосферы" как современной стадии, геологически переживается биосферой. Он подчеркивал при этом, что пришел к такому представление вместе со своим другом, выдающимся геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом". Это понятие раскрывается так: "Ноосфера есть новое геологическое явление на нашей планете. В ней впервые человек становится величайшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше. Перед ней открываются все шире и шире творческие возможности. И, может быть, поколение моей внучки уже приблизится к их расцвету".

Рост силы науки, по мнению ученого, знало два основных этапа. От XVII до начала XX веков она была новым фактором всемирной истории, реальной исторической силой. В XX веке наука стала силой геологической и была осознана как таковая в теории ноосферы. К пониманию этого Вернадский подошел во время Первой мировой войны. Он сделал вывод, что в истории человечества и биосфере вообще война такой мощи, длительности и силы небывалое явление, поэтому можно и нужно рассматривать такие явления как единый большой земной геологический процесс, а не только исторический процесс. Вернадский исследовал различные направления влияния науки на жизнь: на нравственность, которая усиливает гуманность в общественном устройстве; на социальный прогресс (ученый считал, что социализм - самая глубокая и самая мощная форма влияния научной мысли на ход общественной жизни); на технику и технологию, которые меняют не только общество, но и природу, и поэтому представляют собой историческую и геологическую силу.

Вернадский видел негативные явления в общественной жизни и в освоении природы, но считал их временными, надеялся, что со временем они будут устранены силой человеческого разума, и на земле воцарится идеал, который мы имеем в структуре ноосферы. Перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет использовать свой ум и труд ради самоуничтожения. Ноосфера как небывалый состояние планеты строится человеческим умом, который переживает, по мнению ученого, сильнейший взрыв творчества. Несмотря на его масштабность, Вернадский усматривал в нем грандиозное природное явление, поскольку сам человек - часть природы. Был убежден, что научная работа переломных эпох, в том числе и построение ноосферы, имеет созидательный, а не разрушительный характер. В общем Вернадский рассматривал ноосферу не как фикцию или существа веры, а как эмпирическое обобщение: мы уже вошли в это новое состояние, он является реальностью, хотя как целое еще не разбита, свидетельство чему - вторая мировая война и страдания людей во время построения социализма, который вводился в структуру ноосферы. Именно потому, что считал ноосферу реальностью, Вернадский был вполне уверен в окончательной победе человеческого разума как основного регулятора всего окружающего мира.

Итак, ноосфера - такое положение планеты, для которого характерен разумный уклад и планеты, и человечества как части природы, в котором реализуется творческая работа ума, в обществах царят равенство и демократия, а в целом - единство всего человечества, что исключает войны, эксплуатацию человека человеком и т.д. За такими параметрами ноосфера в основном - дело будущего. Возможность ее следует с преобразования человеческой деятельности и научной мысли в планетарное явление.