Философия
Все предметы
ВНО 2016
Конспекты уроков
Опорные конспекты
Учебники PDF
Учебники онлайн
Библиотека PDF
Словари
Справочник школьника
Мастер-класс для школьника

Философия мир человека

Ноосфера и «проблема человека»

Идея порядка и формы упорядочения мира

Жизнь человека в обществе невозможна без определенной упорядоченности, совокупность которой составляют обычаи, правовые и политические законы, религиозные наставления и т.п. На разных ступенях исторического развития порядок или уклад обществ разный, но в той или иной форме он всегда существует. Аналогичную упорядоченность мы видим и в животном и растительном мире, и она достигает самых глубин действительности, которые, будучи познанными, предстают как законы естественных наук - механики, физики и т.д.

С объективной стороны законы обществ в конечном итоге базируются на порядковые и законах природы. Со стороны субъективного, духовного и познавательного - зависимость скорее обратная. Так, хорошо известно, что древний человек рассматривал мир по аналогии с родовым укладом, в котором она жила. И это естественно. Порядок или устройство общества формировал и порядок в духовной сфере, познании, мышлении. Сама арістотелівська логика как наука выросла из борьбы против софистики, которая была порождена, в свою очередь, несовершенством древнегреческой демократии. Из указанной зависимости структуры ума от строения жизнь вытекает одна из основных тенденций, устремлений человеческого ума - рассматривать мир как такой, что развивается от хаоса к космосу, прослеживать становление гармонично упорядоченного мира из беспорядка, хаоса элементов (атомов, гомеомерій, пыли и др.). Темное, хаотичное остается вроде бы позади, в прошлом. Признание гармоничного строения мира порождает представление о его рациональность и возможность познать его до конца. В философии такое представление прослеживается до XIX века, когда появляется новая тенденция, неклассическая: в основе мира и жизни человека лежит темное, иррациональное начало (воля, бессознательное и т.д.). Мир сам по себе остался тот же, что был и раньше, изменился мир человека, а потому и средство его постижения, освоения.

Таким образом, тенденцию к упорядоченности можно считать фундаментальной настановленістю всего существа и структуры человека, его жизнедеятельности и познания. Можно определить несколько стадий развития этой установки.

Первобытный общественный строй характеризуется неполным выделением человека из природы, здесь господствуют родовые отношения, в основе которых лежат различия - половые и возрастные. Поэтому освоение и благоустройство природы человеком осуществляется как единый целостный процесс. Это проявляется и в сфере духа. Первобытные типы мировоззрения - мифология и религия, в которых человек и окружающий мир предстают как единое целое, созданное определенными силами, которые выше человека. Мир как природно-социальная реальность имеет еще преимущественно натуральный, природный характер.

С рассматриваемой точки зрения мифология и религия интересны тем, что они представляют собой не теоретическое, а духовно-практическое освоение мира, переработку и упорядочения его в воображении, но таким способом, что результаты фантазии, всей духовности воспринимаются не как образы (как в художественных произведениях более поздних эпох), а как сама реальность. Первобытный человек живет в мифе, как в настоящем мире. Это и есть ноосфера, что определяет жизнь людей на данной стадии истории. Кроме указанных особенностей, она имеет не глобальный, а локальный характер. У каждого рода или племени - свои мифы. Учитывая, что в построении такого мира участвует не только фантазия, но и первобытное мышление, его можно называть и ноосферой, и міфосферою.

С отделением умственного труда от физического, с развитием науки появляется новый образ духовности - философское постижение мира как целого и человека вообще (а не представителя того или иного племени или народа) в этом мире. Основная особенность философии и науки - изображение действительности как рациональной и упорядоченной множества вещей, явлений, процессов. Это - также ноосфера. Специфика ее заключается в том, что разумность устройства мира является ее объективным свойством. Здесь действует, так сказать, объективный разум и порядок, а не те, что внесены человеком. Только в идеалистических представлениях такой ум определяется определенным общим субъектом: Богом или абсолютной идеей. Поэтому каждая более или менее развитая философская система, например Платона или Демократа, Лейбница или Спинозы, Гольбаха или Гегеля, представляет собой определенную модель ноосферы.

Другим уровнем таких моделей является естественно-научные картины мира - механическая, физическая, организмическая.

Самый низкий уровень составляют упорядочение и развитие мира, которые осуществляются в реальной практической деятельности людей - сначала локальной, затем (с освоением земли в результате великих географических открытий) связанной разветвленной сетью социальных факторов (торговля, войны и т.п.), наконец - глобальной.

Три названные уровне благоустройства и рациональной организации мира - практический, естественно-научный, философский - в течение длительного времени, от античности до XIX века, хотя и взаимосвязаны, но развиваются сравнительно самостоятельно и в определенной степени параллельно. Перелом наступает в XIX - начале XX века, когда наука приобретает особое значение, становится непосредственной производственной силой, а производственная деятельность охватывает всю планету. И научное мышление, и деятельность людей приобретают планетарного характера, становятся глобальными и соизмеримыми с геологическими силами Земли.

С этой планетарной роли науки, человеческого разума, который обнаружил свою революціонізуючу эффективность, прежде всего, в материальном производстве, возникает дальнейшее представление о возможности силой ума и превратить все человеческие отношения, и отношение между личностями, народами, в человечестве как целом.

Примечательно то, что все основные проекты такой перестройки человеческих взаимоотношений приходится на Новое время. Это различные социально-исторические и коммунистические утопии, начиная с Т. Мора и Т. Кампанеллы, построения известных социалистов - утопистов, которые все, как и Ш. Фурье, мечтали создать гармонию в человеческом мире. В XIX веке возник марксистский проект социальной перестройки, основой которого стало учение об особой исторической миссии рабочего класса.

Попытки разумной перестройки человеческой истории были инициированы успехами применения научного ума по освоению природы. До определенного времени эти два течения мышления и реальных процессов шли параллельно, вроде бы независимо друг от друга, хотя суть у них одна. Сама человеческая деятельность должна стать более масштабной и глубокой, чтобы осознать также определяющую роль технологии и человеческой деятельности в целом и в отношении природы. Когда это произошло, ее функция в двух противоположных направлениях достигла равновесия, приобрела однородности, протянулась из самых глубин человеческого существа до недр природы, охватила всю природную и историческую реальность, то есть весь мир человека и самого человека, - а вместе с тем и разум стал определенной общей силой в любых проявлениях деятельности и в отношении любых объектов и явлений. Коротко говоря, и деятельность, и научный разум стали планетною силой, соизмеримой с силами природы. Этот новый феномен и является сущностью ноосферы.