1. Общие основы педагогики
1.4. Система образования в Украине
1.4.3 Управление образованием
В период интенсивной перестройки системы образования в Украине особое значение приобретает управление учебно-воспитательными заведениями.
Управление - деятельность, направленная на принятие решений, организацию контроля объекта управления в соответствии с целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.
Управления образованием в нашей стране осуществляется на основе законов, постановлений Верховного Совета, приказов, распоряжений Президента, Кабинета Министров Украины, достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта.
Органы управления образованием. Управления образованием осуществляют государственные органы управления и органы общественного самоуправления.
До государственных органов управления образованием относятся:
- Министерство образования и науки Украины;
- другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены учебные заведения;
- Высшая аттестационная комиссия Украины;
- Государственная аккредитационная комиссия.
Министерство образования и науки Украины является центральным органом государственной исполнительной власти, который осуществляет руководство в сфере образования. Министерство образования и науки Украины:- участвует в определении государственной политики в сфере образования, науки, профессиональной подготовки кадров;
- разрабатывает программы развития образования, государственные стандарты;
- обеспечивает связь с учреждениями образования, государственными органами других стран по вопросам, входящим в его компетенцию;
- аккредитует высшие и профессионально-технические учебные заведения, выдает им лицензии, сертификаты;
- организует аттестацию педагогических и научно-педагогических работников относительно присвоения им квалификационных категорий, педагогических и ученых званий.
По результатам аккредитации высших учебных заведений Министерство образования и науки Украины, Государственная аккредитационная комиссия совместно с министерствами и ведомствами, которым подчинены учреждения образования:
- определяет соответствие образовательных услуг государственным стандартам определенного образовательно-квалификационного уровня по направлениям, предоставляет право выдачи документа об образовании государственного образца;
- устанавливает уровень аккредитации учебного заведения;
- информирует общественность о качестве образовательной и научной деятельности высших учебных заведений.
Высшая аттестационная комиссия Украины аттестует научные и научно-педагогические кадры, руководит работой по присуждению научных степеней, присвоению ученых званий.
Органами общественного самоуправления в образовании являются:
- Всеукраинский съезд работников образования;
- общие собрания коллективов учебных заведений;
- районные, городские, областные конференции педагогических работников;
- съезд работников образования Автономной Республики Крым.
Органы общественного самоуправления в образовании вносят предложения по формированию государственной политики в сфере образования.
Принципы управления образованием.
Научно обоснованное руководство учреждениями образования возможно при соблюдении основных принципов управления.
Принцип создания государства раскрывается в том, что функционирование всех учреждений образования направляется на утверждение и развитие государственности Украины, подъем уровня их деятельности к международным стандартам.
Принцип научности предполагает учет под чаи организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования достижений педагогики, психологии, знание методик преподавания учебных предметов, физиологии, гигиены, кибернетики и других наук.
Принцип демократизации заключается в том, что, решая проблемы деятельности учреждения образования, руководитель должен учитывать мнение членов педагогического и ученического коллективов, родителей, общественности, систематически отчитываться о своей работе перед коллективом работников учреждения образования.
Принцип гуманизации требует налаживание гуманных отношений в звеньях взаимоотношений: дирекция - учителя, ученики, родители; учителя, учащиеся, родители; учителя - учителя; ученики - ученики; ученические лидеры - рядовые воспитанники; родители - дети. В общем, принцип предусматривает формирование гуманной личности гуманными средствами.
Принцип целенаправленности требует четкого перспективного и ежедневного планирования всех направлений учебно-воспитательной, организационно-хозяйственной деятельности учреждения образования с учетом его возможностей.
Принцип компетентности ставит требование, согласно которому все работники учреждения образования должны иметь высокий уровень профессиональной подготовки, общую эрудицию, добросовестно выполнять служебные обязанности.
Принцип оптимизации заключается в создании в учреждении образования условий для обеспечения его работникам возможностей для эффективной деятельности.
Принцип инициативы и активности предполагает наличие этих качеств у руководителя учреждения образования и создание условий для осуществления творческих поисков всеми педагогами.
Принцип объективности в оценке выполнения работниками учреждения образования своих обязанностей означает систематический контроль за деятельностью работников учреждения, объективную оценку ее результатов, гласность и учет мнения педагогического коллектива.
Принцип сочетания коллегиальности с персональной ответственностью означает, что руководитель учреждения образования несет полную ответственность за учебно-воспитательную деятельность перед государственными органами, но при принятии важных решений по вопросам деятельности своего учреждения обязан учитывать мнение членов коллектива, если она не противоречит законам України.Подальше совершенствования системы образования призвано обеспечить высокое качество обучения и воспитания, надлежащую теоретическую и практическую подготовку подрастающего поколения к жизни, общественно полезного труда, способствовать всестороннему развитию личности.