1. Общие основы педагогики
1.4. Система образования в Украине
1.4.2 Характеристика основных типов учреждений образования
Система образования охватывает дошкольные, школьные, внешкольные, профессионально-технические, высшие учебные заведения, научные, научно-методические, методические учреждения, научно-производственные предприятия, государственные и местные органы управления образованием и самоуправления в области образования.
Система образования(гр. systema - образование) - совокупность учебно-воспитательных заведений, которые систематически и последовательно воспитывают.
обучают и готовят к жизни подрастающие поколения в соответствии с задачами общества.
Согласно Закону Украины «Об образовании» структура образования в нашей стране имеет следующие звенья: дошкольное образование, общее среднее образование, внешкольное образование, профессионально-техническое образование, высшее образование, последипломное образование, самообразование граждан, аспирантура, докторантура.
Дошкольное образование. Дошкольными учреждениями образования детские ясли, детские сады, детские ясли - сады, семейные, прогулочные, дошкольные и комбинированного типа комплексы (для детей, которые требуют коррекции физического и психического развития) с кратковременным дневным, круглосуточным пребыванием детей, а также детские сады интернатного типа, детские дома и др.
Дошкольные учреждения в тесном взаимодействии с семьей укрепляют физическое и психическое здоровье детей, обеспечивающих их полноценное развитие, готовят к школе, обогащают жизненным опытом. Целью дошкольного воспитания является практическое овладение родным языком в семье и дошкольном воспитательном заведении; формирование познавательной активности, творческих и художественных способностей в играх и других видах детской деятельности; воспитание культуры общения, уважения и любви к родителям, семье, Родине; создание основ трудового воспитания, экологической культуры; привитие национальных и общечеловеческих ценностей.
Государственная национальная программа «Образование» («Украина XXI века») определяет стратегию развития дошкольного воспитания на ближайшие годы и на перспективу. Согласно этой программы оно является начальным звеном в системе непрерывного образования, становления и развития личности. Программа «Образование» предусматривает такие основные пути реформирования дошкольного воспитания:
- комплексное изучение проблем семейного и общественного воспитания в современных условиях;
- установление возрастных нормативов физического, психического и духовного развития детей;
- создание организационно-методической службы семьи, ее психолого-педагогическое обеспечение с учетом необходимости возрождать семейные традиции, современной культурно-бытовой сферы;
- создание оптимальных научно-методических, организационно-педагогических, санитарно-гигиенических, материально-технических, эстетических условий для функционирования дошкольных воспитательных заведений разных типов и профилей;
- разработка государственных и авторских программ дошкольного воспитания, выработки критериев их экспертизы и оценки на основе психофизических, социально-психологических, педагогических, гигиенических требований;
- создание сети дошкольных воспитательных заведений нового поколения; обновление содержания, форм и методов воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Общее среднее образование.
Общее среднее образование является целенаправленным процессом овладения систематизированными знаниями о природе, человеке, обществе, культуре и производстве средствами познавательной и практической деятельности. Результатом этого звена образования является интеллектуальное, социальное и физическое развитие личности, что является основой для дальнейшего образования и трудовой деятельности. Общее среднее образование - обязательная составляющая непрерывного образования.
Согласно ст. 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании» общее образование получают в следующих учебных заведениях:
- средняя общеобразовательная школа - общеобразовательное учебное заведение i-III ступеней (i ступень - начальная школа, II ступень - основная школа, III ступень - стариша школа с профильным направлением обучения);
- специализированная школа (школа - интернат) - общеобразовательное учебное заведение i-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов и курсов;
- гимназия - общеобразовательное учебное заведение II-III ступеней с углубленным изучением отдельных предметов в соответствии с профилем;
- лицей - общеобразовательное учебное заведение III степени с профильным обучением и допрофесійною подготовкой;
- коллегиум - общеобразовательное учебное заведение III степени филологически-философского и (или) культурно-эстетического профиля;
- общеобразовательная школа - интернат (школа - интернат) - общеобразовательное заведение с частичным или полным содержанием за счет государства детей, нуждающихся в социальной помощи;
- специальная общеобразовательная школа (школа - интернат) - общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в коррекции физического и (или) умственного развития;
- общеобразовательная санаторная школа (школа - интернат) - общеобразовательное учебное заведение i-III ступеней с соответствующим профилем для детей, нуждающихся в длительном лечении;
- школа социальной реабилитации - общеобразовательное учебное заведение для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания (создаются отдельно для юношей и девушек);
- вечерняя (сменная) школа - общеобразовательное учебное заведение II-III степеней для тех, кто не имеет возможности посещать школу с дневной формой обучения.
До других учебных заведений системы общего среднего образования относят:
- внешкольное учебно-воспитательное заведение - учебное заведение для воспитания детей и удовлетворения их потребностей в дополнительном образовании по интересам (научными, техническими, художественно-эстетическими, спортивными и т.д.);
- межшкольный учебно-производственный комбинат - учебное заведение для учащихся общеобразовательных учебных заведений, что дает профориентационной, допрофессиональной подготовки;- профессионально-техническое учебное заведение - учебное заведение, в котором получают профессионально-техническое или полное общее среднее образование.
Срок обучения для получения полного общего среднего образования составляет в общеобразовательных учебных заведениях:
1) степени - 4 года;
2) степени - 5 лет;
3) степени - 3 года.
С 2003/2004 учебного года в практику средней общеобразовательной школы Украины воплощается Концепция профильного обучения, которая основывается на основных положениях Концепции общего среднего образования (12-летняя школа) и направлена на реализацию Национальной доктрины развития образования в Украине. Концепция профильного обучения разработана с учетом отечественного и зарубежного опыта организации профильного обучения в старшей общеобразовательной школе.
Потребность перехода к профильному обучению обусловлена требованиями высших и профессионально-технических учебных заведений.
Профильное обучение - форма дифференцированного обучения, которая обеспечивает глубокое усвоение системы учебных предметов определенного направления и достаточный уровень овладения остальными учебных дисциплин.
Оно предусматривает учет образовательных потребностей, склонностей, способностей учащихся и создание условий для обучения старшеклассников в соответствии с их профессионального самоопределения. Главной целью профильного обучения является обеспечение равного доступа учащейся молодежи к получению общеобразовательной профильной и начальной допрофессиональной подготовки; непрерывного образования на протяжении жизни; воспитание личности, способной к саморегуляции, профессиональному росту и мобильности в условиях реформирования современного общества. Эта форма обучения направлена на приобретение старшеклассниками навыков самостоятельной научно-практической, исследовательско-поисковой деятельности, развитие интеллектуальных, творческих, моральных, физических, социальных качеств, стремление к саморазвитию и самообразованию.
Основными направлениями и профилями обучения учащихся старшей школы являются:
- социально-гуманитарное направление. К нему относятся такие профили: иностранных языков, историко-филологический, историко-правознавчий, историко-географический;
- естественно-математическое направление. Включает профили математики и компьютерной техники, химико-биологический, физико-математический, математико-экономический;
- физкультурно-военный направление. Представлен физкультурно-оздоровительным и военным профилями;
- художественно-эстетическое направление. К нему относятся профили изобразительного искусства, художественных народных промыслов, вокально-хоровой, вокально-инструментальный и т.д.;
- производственно-технологический направление. Включает профили: механизации, строительный, электротехнический, агротехнический, косметико - парикмахерский.
Профильное обучение вводится с 10 класса. Подготовка к нему начинается в начальной школе. Заключается она в выборе учителями и родителями дополнительных занятий, направленных на интеллектуальное и физическое развитие детей. На подготовительно-развивающем этапе проводят исследования психологических возможностей учащихся. В начальной школе доминирует развивающая направленность учебных занятий за счет специальных уроков, которые способствуют оптимальному развитию выявленных природных задатков учащихся и подготовке их к выбору в основной школе факультативных курсов.
На подготовительно-орієнтаційному этапе (основная школа) создают условия для самостоятельного выбора учащимися дополнительных часов с целью более глубокого изучения предметов инвариантной части учебного плана и факультативных курсов, которые дополняют или углубляют учебные дисциплины инвариантной части плана. На этой основе дети готовятся к выбору учебного заведения старшей школы (лицея, гимназии, реальной школы, профессионально-технического училища, учебного заведения i-II уровня аккредитации).
Государственная программа «Образование» («Украина XXI века») предусматривает, что реформирование общего среднего образования будет осуществляться такими путями:
- определение государственных стандартов всех уровней общего среднего образования;
- пересмотра содержания общеобразовательной подготовки и соответствующих базовых дисциплин, внедрения интегрального и вариантного принципов обучения;
- реформирование структуры общеобразовательных учреждений в соответствии с уровнями образования и потребностей регионов;
- кооперирование общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений с высшими учебными заведениями;- развитие сети общеобразовательных учебно-воспитательных заведений, основанных на различных формах собственности;
- создание сети учебно-воспитательных заведений с двух-, трехлетним сроком обучения общеобразовательного, профильного (специализированного) и профессионального направления;
- научное и методическое обеспечение общего среднего образования, подготовки и внедрения новых учебных планов и программ, учебников, пособий и т.п.;
- проведение научно-исследовательской экспериментальной работы по внедрению педагогических инноваций, информатизация общего среднего образования;
- создание в общеобразовательных учебно-воспитательных заведениях психологической и социально-педагогической служб;
- приоритетное финансирование, кадровое и материально-техническое обеспечение сельской школы;
- расширение возможностей получить общее среднее образование для тех, кто работает, через систему школ, классов, групп с дневной, заочной, вечерней формам обучения или экстернатом;
- разработка научно обоснованных методик оценки качества деятельности учебно-воспитательных заведений в целом и каждого педагога в частности;
- государственная аттестация и аккредитация общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений всех типов независимо от форм собственности.
Общеобразовательная, политехническая, трудовая подготовка учащихся в общеобразовательных школах осуществляется в тесной связи с жизнью, производительным трудом и т.д.
Внешкольное образование.
Внешкольные образование и воспитание является частью структуры системы образования и направлены на развитие способностей, талантов детей, учащейся и студенческой молодежи, удовлетворение их интересов, духовных запросов, потребностей в профессиональном определении. Осуществляют ее внешкольные учреждения, к которым относятся дворцы и дома детского творчества, центры и станции юных техников, центры и станции юных натуралистов, центры (станции) юных туристов, детские спортивные школы, детские железные дороги, детские пароходства, детские библиотеки и другие заведения. Важной задачей внешкольных учреждений является оказание помощи школам в организации внеклассной воспитательной работы с учащимися.
В последнее время появились внешкольные учебно-воспитательные учреждения нового типа: учебно-исследовательские и творческо-производственные центры творчества, туризма, краеведения; школы искусства; спортивно-технические школы; клубы заведения; театральные комплексы; социально-педагогические комплексы; киноцентры; межшкольные клубы и т.д.
В соответствии с Государственной национальной программы «Образование» («Украина XXI века») реформирования позы школьного обучения и воспитания охватывает такие направления и проблемы:
- качественное обновление содержания, принципов, форм, методов и направлений деятельности внешкольных учебно-воспитательных заведений, организации внешкольной и внеучебной работы с детьми и молодежью;
- оптимизация сети комплексных и профильных по зашкільних учебно-воспитательных заведений независимо от форм собственности;
- привлечение к учебно-воспитательной работы во внешкольных учебно-воспитательных заведениях, в творческих ученических, молодежных объединениях по месту жительства, на предприятиях, в различных организациях и учреждениях высококвалифицированных работников и талантливых народных умельцев;
- создание системы подготовки и переподготовки работников внешкольных учебно-воспитательных заведений, организаторов внешкольной и внеучебной работы с детьми и молодежью;
- научно-методическое обеспечение деятельности внешкольных учебно-воспитательных заведений;
- повышение роли общественных институтов, родителей, общественности в развитии внешкольного обучения и воспитания, обеспечения его престижа и государственной поддержки.
Система внешкольной работы направлена на всестороннее развитие интересов, способностей, инициативы и самодеятельности детей, на глубокое овладение науки, техники, на подготовку школьников к жизни, общественно полезной деятельности.
Профессионально-техническое образование.
Профессионально-техническое образование дает возможность гражданам получить профессии в соответствии с их призванием, интересами, способностями, а также повысить профессиональную квалификацию. Она осуществляется на основе базового общего среднего образования с предоставлением возможности получать полное общее среднее образование.
Получают профессионально-техническое образование в профессионально-технических училищах, профессионально-художественных училищах, профессиональных училищах социальной реабилитации, училищах - агрофирмах, училищах-заводах, высших профессиональных училищах, учебно-производственных центрах, центрах подготовки и переподготовки рабочих кадров, учебно-курсовых комбинатах, других типах заведений, предоставляющих рабочую профессию. Профессионально-технические учебные заведения могут иметь стационар, вечернее отделение, создавать и входить в разные комплексы, объединения.
Учащиеся государственных профессионально-технических заведений образования, которые являются сиротами или остались без попечения родителей или нуждающихся в особых условиях воспитания, находятся на полном содержании государства. Других учеников этих заведений обеспечивают бесплатным питанием и стипендией.
Выпускникам профессионально-технических заведений образования в соответствии с их образовательно-квалификационного уровня присваивают квалификацию «квалифицированный рабочий» с получением профессии соответствующего разряда (категории).
Государственная программа «Образование» предусматривает следующие пути реформирования профессионального образования:
- разработка и внедрение научно обоснованной методики определения общегосударственных, региональных потребностей в работниках сферы производства и услуг по профессиям, уровням квалификации и потребностей в учебных заведениях для их подготовки;
- проведение аттестации и аккредитации профессиональных учебно-воспитательных заведений, специализация и перепрофилирования существующих, открытие новых на базе различных форм собственности в соответствии с потребностями граждан, государства, производства и сферы услуг;
- разработка организационно-педагогических требований к новым типам профессиональных учебно-воспитательных заведений;
- создание квалификационных характеристик и профессиограм для разных групп профессий на уровне достижений научно-технического прогресса;
- расширение подготовки рабочих с недостатками физического и умственного развития;
- написание и издание учебных планов, программ, нового поколения национальных учебников, учебных и методических пособий, создание дидактических материалов для профессионального обучения рабочих в соответствии с обновленного государственного перечня профессий и специальностей и государственных требований относительно качества и объема профессионального образования;
- совершенствование учебно-воспитательного процесса в учреждениях профессионального образования на основе внедрения новых педагогических технологий, информатизации, усиление органического единства обучения с производительным трудом ученики реальных условиях производства;
- осуществление опытно-экспериментальной работы по внедрению педагогических инноваций, новых методы производственного обучения;
- создание на базе отдельных профессиональных учебно-воспитательных заведений экспериментальных площадок;
- демократизация и гуманизация учебно-воспитательного процесса, создание условий для овладения учащимися над бань национальной и мировой культуры, воспитания в них высоких нравственных и гражданских качеств;
- организация профессионального обучения граждан Украины в передовых странах мира;
- создание материально-технической базы профессиональных учебно-воспитательных заведений, которая соответствовала бы научные обоснованным потребностям учебно-воспитательного и учебно-производственного процессов и социально-бытового обеспечения обучающихся и педагогических работников;
- создание системы экономической мотивации профессионального обучения граждан и поощрения участия предприятий, организаций, учреждений в развитии профессионального образования, предоставление им налоговых льгот и экономических стимулов;
- совершенствование систем управления профессиональным образованием на региональном и местном уровнях, создание научно-исследовательского института профессионального образования, методических и информационных служб.
Одной из главных задач реформирования системы профессионально-технического образования в Украине является обеспечение страны квалифицированными рабочими, способными работать в условиях рыночной экономики и интенсивного внедрения информационно-компьютерных технологий.
Высшее образование.
Высшее образование обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку в соответствии с призванием, интересами и способностями граждан, переподготовку и повышение их квалификации. Осуществляется она на базе полного общего среднего образования.
Прием в высшую школу осуществляется на конкурсной основе в соответствии со способностями, независимо от формы собственности учебного заведения и источников оплаты за обучение. Обучение в высших учебных заведениях государственной формы собственности оплачивает государство.
До высших учебных заведений относятся институты, консерватории, академии, университеты и др.
Высшие учебные заведения готовят специалистов по двум образовательно-квалификационным уровням: бакалавр, магістр.Крім этих специалистов образовательно-квалификационных уровней, высшие учебные заведения готовят и аттестуют научные, научно-педагогические кадры; занимаются научно-исследовательской работой; специализацией, повышением квалификации, переподготовкой кадров; культурно-образовательной, методической, издательской, финансово-хозяйственной, производственно-коммерческой деятельностью и т.д.
В государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века») намечены следующие основные пути реформирования высшего образования:
- разработка и внедрение научно обоснованной методики, которая помогала бы определить перспективную потребность государства в специалистах различного уровня квалификации;
- разработка и внедрение аналитических, статистических, имитационных, ситуационных моделей прогнозирования объемов подготовки специалистов с учетом развития отраслей хозяйства и особенностей регионов;
- сочетание возможностей государственной и негосударственной системы высшего образования для подготовки специалистов различных специальностей с учетом запросов отдельных регионов;
- совершенствование системы комплектования контингента студентов высших учебных заведений;
- определение направлений базового высшего образования и соответствующих специальностей согласно квалификационным уровням, разработка квалификационных характеристик специалистов с учетом отечественного и зарубежного опыта и с участием заказчиков;
- оптимизация сети высших учебных заведений на основе научного анализа схемы их размещения;
- определение места и содержания университетского образования, превращение университетов в ведущие национальные образовательные, научные, культурные и методические центры;
- создание учебно-научных комплексов (университет, институт, колледж, техникум, профессиональное училище и т.д), международных университетов в их составе, региональных и отраслевых университетов;
- расширение обмена педагогическими работниками с ведущими зарубежными учебными заведениями;
- использование высших учебных заведений других стран для получения высшего образования гражданами Украины;
- организация комплексных научных исследований по проблемам высшего образования;
- обеспечение международного признания дипломов высших учебных заведений Украины;
- разработка системы диагностики качества образования т.1 системы тестов для определения соответствия уровня образования государственным стандартам;
- аккредитация высших учебных заведений всех уровней и форм собственности.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы высшего образования в Украине должна обеспечить высокое качество обучения и воспитания студенческой молодежи, лучшую теоретическую и практическую подготовку будущих специалистов к профессиональной деятельности, способствовать всестороннему развитию их духовных и физических сил, формированию национального самосознания.
Последипломное образование.
Последипломное образование (специализация, стажировка, клиническая ординатура, повышение квалификации и переподготовка кадров) дает возможность приобрести новую квалификацию, новую специальность и профессию на основе имеющейся с использованием опыта практической деятельности, а также углубить профессиональные знания.
Последипломное образование дают такие заведения:
- академии, институты (центры) повышения квалификации, переподготовки, совершенствования, учебно-курсовые комбинаты;
- подразделения высших учебных заведений (филиалы, факультеты, отделения и др.);
- профессионально-технические заведения образования;
- соответствующие подразделения в организациях и на предприятиях.
Эти учреждения могут работать по дневной, вечерней, заочной формами обучения, иметь филиалы и вести научно-исследовательскую работу.
Реформирования последипломного образования согласно Государственной национальной программе «Образование» («Украина XXI века») осуществляется в таких направлениях:
- разработка научно обоснованной методики определения общегосударственных и региональных потребностей в научных и научно-педагогических работниках, общественных и личностных потребностей в повышении квалификации и переподготовке в учебных заведениях последипломного образования;
- проведение аккредитации и заведений последипломного образования, специализация и перепрофилирование существующих, создание новых учреждений последипломного образования при высших учебных заведениях в соответствии с интересами граждан и потребностями государства;
- расширение практики направления на стажировку аспирантов, специалистов Украины в ведущие зарубежные учебные заведения для совершенствования их научной тафахової подготовки, эффективного включения в международные научно-технические и культурно-образовательные программы;
- оптимизация сроков и периодичности обучения в учреждениях последипломного образования, обновление ее содержания, подготовка и издание учебных программ, учебников, методических пособий;
- создание условий для открытия в каждом высшем учебном заведении аспирантуры и докторантуры по приоритетным направлениям и специальностям, которые определяют общественный прогресс;
- использование возможностей учебных заведений негосударственной формы собственности для переподготовки специалистов в области бизнеса, маркетинга, менеджмента, социологии, психологии и т.д.;
- создание условий для переквалификации увольняемых работников, военнослужащих и незанятого населения.
Наличие системы последипломного образования дает возможность оперативно реагировать на те изменения, которые происходят в обществе, повышать профессиональный уровень работников различных отраслей хозяйства, ученых, деятелей культуры.
Самообразование граждан.
Для самообразования граждан государственные органы, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, отдельные граждане создают открытые и народные университеты, лектории, библиотеки, центры, клубы, учебные теле-, радиопрограммы и т.д.
Аспирантура.
Аспирантура в Украине является основной формой подготовки научно-педагогических и научных кадров. Существует стационар (три года обучения) с обеспечением аспирантов государственной стипендией и заочная аспирантура (четыре года обучения). В аспирантуру принимаются лица, которые обнаружили способность к научно-исследовательской или научно-педагогической деятельности, имеют законченное высшее образование, стаж практической работы по окончании высшего учебного заведения не менее двух лет (по избранной специальности) и сдали вступительные экзамены.
Аспирант работает под руководством своего научного руководителя, сдает экзамены кандидатского минимума, готовит диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.
Докторантура.
Это высшая ступень в системе подготовки научных и научно-педагогических кадров, неотъемлемое звено системы непрерывного образования. Действует при высших учебных заведениях, научных учреждениях. В докторантуру с отрывом от производства принимаются лица в возрасте до сорока лет, имеющие ученую степень кандидата наук и достигли значительных успехов в выбранной области. Терм и подготовки в докторантуре - три года. Он засчитывается в стаж научно-педагогической работы. Докторам там выплачивают государственную стипендию. Для оказания помощи докторантам в проведении диссертационных исследований по месту их подготовки назначают научных консультантов.
Дальнейшее развитие и совершенствование системы образовании, в Украине должны обеспечить высокое качество обучения воспитания школьников, надлежащую теоретическую и практическую подготовку специалистов с высшим образованием, создать условия для обучения граждан в течение всей жизни. Взяв ориентир на вхождение в образовательное пространство Европы, Украина четко обозначила направления модернизации образовательной деятельности в контексте европейских требований, работает над при соединением к Болонскому процессу.